РП магический песок

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа социально- гуманитарной
направленности «Магический песок» разработана наоснове:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального 3 стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№

629

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
3

программам»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые

программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении

методических

рекомендациями

по

рекомендаций»

реализации

(вместе

с

адаптированных

«Методическими
дополнительных

общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
12.

Приказ

Министерства

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
13. Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения детского сада № 150, утвержденный Распоряжением Управления
образования Администрации города Екатеринбурга № 2850/46/36 от 29.12.2021г.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Актуальность. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных
периодов в жизни каждого человека. Забота о воспитании здорового ребенка
является

приоритетным

направлением

в

работе

любого

дошкольного

учреждения.
Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоционально4

личностной сферы детей дошкольного возраста. «Детство – золотой век
эмоционального в нас», - отмечает В. В. Зеньковский. Никакое общение и
взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны
понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными
эмоциями.
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком —
это не простое время препровождение. Это много новых эмоций и развивающих
игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую
составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный
процесс. Это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности.
Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. Он
проигрывает тревожащие его ситуации, создает картину собственного мира из
песка, освобождается от напряжения. Он приобретает опыт положительного
разрешения жизненных ситуаций. И наступает момент, когда можно заметить в
поведении ребенка изменения. Он начинает применять в реальности свой
«песочный»

опыт.

Повышается

мотивация

ребенка

узнавать

новое,

экспериментировать и работать самостоятельно.
Проведение мероприятий по программе реализуют потребности детей в
творчестве, познании, самореализации, радости. Реализация программы
обеспечит удовлетворение одной из важнейших потребностях каждого ребенкабыть здоровым, эмоционально благополучным.
Отличительной особенностью программы является: оптимальный
подбор нетрадиционных методов и приёмов арт-педагогики. Изобразительная
продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных
средств – песка, является наиболее благоприятной для развития творческого
мышления детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития
ребенка. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только
художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе
рисования и игр с песком.
Адресат общеразвивающей программы: программа «Магический песок»
5

рассчитана для детей 3-7 лет.
Возрастные характеристики развития детей младшего дошкольного
возраста 3-4 лет.
В этом возрасте у детей наблюдается активное развитие познавательных,
эмоциональных и коммуникативных сфер. Они начинают лучше понимать
окружающий мир, проявляют интерес к новым знаниям и умениям. Малыши
становятся более самостоятельными в выполнении простых действий, умеют
выполнять элементарные инструкции и начинают проявлять инициативу в играх
и взаимодействии с окружающими.
Эмоционально-личностное

развитие

характеризуется

усилением

самосознания, они начинают осознавать свои чувства и чувства других людей. В
этот период у детей формируются навыки сопереживания и умение делиться с
товарищами.
Двигательное развитие включает совершенствование мелкой и крупной
моторики: дети активно бегают, прыгают, лезут, рисуют, лепят, строят из
конструктора. Их речь становится более связной, расширяется словарный запас,
появляется умение строить простые предложения, что способствует развитию
коммуникационных навыков.
Возрастные характеристики развития детей среднего дошкольного
возраста 4-5 лет.
Данный возраст характеризуется возрастанием специализации корковых
зон и межполушарных связей. Правое полушарие является ведущим.
Продолжается развитие скелета, мышц, изменяются пропорции тела. Слабо, но
проявляются различия в строении тела мальчиков и девочек.

В период от

четырех до пяти лет существенно возрастает роль регулятивных механизмов
поведения. Потребность в самовыражении (стремление быть компетентным в
доступных видах деятельности) определяет развитие произвольности. В игре
ребенок может управлять собственным поведением, опираясь на систему правил,
заложенных в данной роли. Ребенку доступно осознание основных правил
поведения в ходе общения и поведения в социуме.
6

Возрастные характеристики развития детей старшего дошкольного
возраста 5-6 лет.
Развитие центральной нервной и опорно-двигательной систем, зрительномоторной координации позволяет ребенку значительно расширить доступный
набор двигательных стереотипов. У детей шестого года жизни отмечается
существенное расширение регулятивных способностей поведения, за счет
усложнения системы взаимоотношений со взрослыми и со сверстниками.
Творческая сюжетно-ролевая игра имеет сложную структуру. Интенсивно
развиваются продуктивные виды деятельности, которые способствуют развитию
творческого воображения и самовыражения ребенка. Складывается первая
иерархия

мотивов.

Преобладает

высокая,

Формируется

дифференцированность

неадекватная

самооценка.

Ребенок

самооценки.
стремится

к

сохранению позитивной самооценки.
Возрастные характеристики развития детей старшего дошкольного
возраста 6-7 лет.
Качественные изменения в развитии телесной сферы ребенка отражает
существенные изменения в центральной нервной системе. К шести-семи годам
продолжительность необходимого сна составляет 9-11 часов, при этом
длительность цикла сна возрастает до 60-70 минут, по сравнению с 45-50
минутам у детей годовалого возраста, приближаясь к 90 минутам, характерным
для сна детей старшего возраста и взрослых. Процессуальная сюжетно-ролевая
игра сменяется результативной игрой, Игровое пространство усложняется.
Система взаимоотношений в игре усложняется, дети способны отслеживать
поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение
в зависимости от места в нем.
В общении со взрослыми интенсивно проявляется внеситуативноличностная форма общения. В общении со сверстниками преобладает
внеситуативно-деловая форма общения. Характер межличностных отношений
отличает выраженный интерес по отношению к сверстнику, высокую значимость
сверстника, возрастание просоциальных форм поведения, феномен детской
7

дружбы, активно проявляется эмпатия, сочувствие, содействие, сопереживание.
Детские группы характеризуются стабильной структурой взаимоотношений
между детьми.
Особенности организации образовательного процесса
Использование наглядных приёмов и средств обучения (картинки, схемы,
видеоролики, презентации помогают направить внимание детей на конкретные
свойства и внешние характеристики объектов), экспериментирование - даёт
возможность не только наблюдать за происходящими процессами, но и пытаться
их смоделировать или изучить опытным путём.
Проектная деятельность развивает познавательные интересы детей, умения
самостоятельно

конструировать

свои

знания

и

ориентироваться

в

информационном пространстве, а рассказ педагога, беседа, рисование песком,
опыты помогают детям рассмотреть изучаемую тему с разных сторон и при этом
не слишком утомляться, при этом обязательно учитываются возрастные и
индивидуальные особенности дошкольников. Например, с детьми 3–4 лет
используются игрушки с крупными элементами. Созданные композиции из
песка дети используют в сюжетно-ролевых играх, играх-театрализациях,
дидактических играх и упражнениях.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность –
30 минут.
Количество обучающихся в группе: 8-12 человек.
Объем программы: 72 ч.
Срок освоения программы составляет 1 год.
Уровень

программы:

стартовый,

предполагает

использование

и

реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Формы обучения: групповая.
Виды

занятий:

непосредственно

образовательная

деятельность,

самостоятельная деятельность детей, беседа, практическое занятие.
Формы подведения результатов: контрольные задания, открытые занятия.
8

Цель и задачи программы
Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка через
создание зоны ближайшего развития.
Задачи:
Обучающие:
• Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом

развития сюжета.
• Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера.
• Обучить специальным движениям и их выполнение детьми.
• Учить выстраивать композиции на песке по образцу.
• Закрепить представления об окружающем мире.

Развивающие:
• Развивать психические процессы (внимание, память, воображение).
• Развивать логическое мышление.
• Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
• Развивать умение действовать по инструкции.
• Стимулировать развитие сенсорно - перцептивной сферы, особенно

тактильно-кинестетической чувствительности.
Воспитательные:
• Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр

и совместной деятельности с другими детьми.
• Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации

групповой деятельности.
• Воспитывать слуховое внимание и память.
• Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.
• Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.
• «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций с помощью

создания композиций на песке.
Планируемые результаты
Предметные:
9

• У детей сформируются представления о возможностях самовыражения и
эмоциональной

разрядки

через

создание

песочных

композиций;

• У обучающихся развиваются навыки осознанного использования песочной
терапии для управления своими эмоциями, снятия тревожности и повышения
эмоциональной

устойчивости;

• Дети научатся использовать песочную терапию как метод саморегуляции,
самопознания

и

развития

внутреннего

баланса;

• У воспитанников будет наблюдаться улучшение навыков концентрации,
внимательности и способности к саморефлексии, а также повышение уровня
эмоциональной грамотности и уверенности в себе.
Метапредметные
Обучающиеся будут демонстрировать:
• развитие

творческих

моделирования и

способностей,

конструирования,

навыков

самостоятельного

воспроизводящего

и

творческого

воображения;
• развитие технического, объемного, пространственного, логического и

креативного мышления;
• развиты

познавательная

активность,

внимание,

умение

сосредотачиваться, установки на достаточно долгий кропотливый труд и
способность к самообразованию.
Личностные
У обучающихся будет отмечаться:
•

качеств:

развитие нравственных, эстетических и ценностных личностных
доброжелательность,

трудолюбие,

честность,

порядочность,

ответственность, аккуратность, терпение, предприимчивость, патриотизм,
чувство долга;
•

развитие ценностного отношения к культуре труда и поведения;

•

улучшение навыков работы в коллективе (уважение к людям,

взаимопонимание и бесконфликтность в общении).
10

Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
3-4 г.
Недели

Часы

Тема

Цели и задачи

Содержание

1 неделя

2

«Весёлые
вагончики»

- Развивать умение
различать предметы
по цветам;
- развивать память,
восприятие цвета;
- развивать умение
снимать
мышечное
напряжение

2 неделя

2

«Цветочна
я
полянка»

-Формировать умение
различать предметы по
цвету;
- развивать память,
мышление,
восприятие цвета;
- развивать умение
снимать мышечное
напряжение

3 неделя

2

«Весёлое
путешеств
ие»

-Формировать умение
различать предметы по
цвету;
- развивать память,
мышление,
восприятие цвета;
- развивать умение
снимать мышечное
напряжение

4 неделя

2

«Весёлое
Путешеств

- Совершенствовать
умение различать
предметы по цвету;
- развивать память,
мышление,
восприятие цвета;
- развивать умение

1. Приветствие.
2.Упражнение
«Здравствуй,
песок».
3.Упражнение
«Вагончики».
4.Упражнение
«Кубики».
5.Упражнение
«Карусель».
6.Упражнение «До
свидания, песок».
7. Прощание.
8. Рефлексия
1. Приветствие.
2.Упражнение
«Здравствуй,
песок».
3.
Упражнение
«Цветные
крышечки».
4.
Упражнение
«Фрукты».
5.Упражнение «До
свидания, песок».
6. Прощание.
7. Рефлексия
1. Приветствие.
2.Упражнение
«Здравствуй,
песок».
3.
Упражнение
«Бусинки».
4.Упражнение
«Разноцветные
дорожки».
5.
Упражнение
«Карусель».
6.Упражнение «До
свидания, песок».
7. Прощание.
8. Рефлексия
1. Приветствие.
2.Упражнение
«Здравствуй,
песок».
3.
Упражнение
«Бусинки».

Сентябрь

Месяц

ие»

11

Октябрь

снимать мышечное
напряжение

1 неделя

2

«Волшебн
ые
грибочки»

-Формировать
представление
о
понятиях: «большой»,
«маленький»;
- развивать умение
регулировать
мышечное напряжение

2 неделя

2

«Зонтики»

3 неделя

2

«Мячики»

-Формировать
представление
о
понятиях:
«большой»,
«маленький»;
- развивать умение
регулировать
мышечное напряжение
-Формировать
представление
о
понятии «круг»;
- развивать умение
сравнивать предметы
по цвету, по форме,
по размеру

4 неделя

2

«Мячики»

-Формировать
представление
о
понятии «круг»;
- развивать умение
сравнивать предметы
по цвету, по форме,
по размеру

12

4.Упражнение
«Разноцветные
дорожки».
5.
Упражнение
«Художники».
6.
Упражнение
«Карусель».
7.Упражнение «До
свидания, песок».
8. Прощание.
9. Рефлексия
1. Приветствие.
2.
Упражнение
«Песочный
дождик».
3.
Упражнение
«Грибочки».
4.
Упражнение
«Художники».
5.Упражнение «До
свидания, песок».
6. Прощание.
7. Рефлексия
1. Приветствие.
2.
Упражнение
«Песочный
дождик».
3.
Упражнение
«Зонтики».
4. Прощание.
5. Рефлексия
1. Приветствие.
2.
Упражнение
«Секретики».
3.
Упражнение
«Мячики».
4. Стихотворение
С. Маршака «Мяч».
5.
Упражнение
«Художники».
6. Прощание.
7. Рефлексия
1. Приветствие.
2.
Упражнение
«Секретики».
3.
Упражнение
«Мячики».
4.Стихотворение
Т.
Прокушевой
«Мячик».
5.
Упражнение
«Части
и целое».
6.
Упражнение
«Мешочек».
7. Прощание.
8. Рефлексия

1 неделя

2

«Ковёрсамолёт»

1 неделя

2

«Ковёр-

Декабрь

Ноябрь

самолёт»

- Формировать представление о понятии
«квадрат»;
-уточнить
представления
о
понятии «круг»;
- развивать умение
сравнивать предметы
по цвету, по форме,
по размеру
-Формировать
представление
о
понятии «квадрат»;
-уточнить
представления
о
понятии «круг»;
- развивать умение
сравнивать предметы
по цвету, по форме,
по размеру

3 неделя

2

«Лошадки»

-Формировать
представление
о
понятии
«треугольник»;
-уточнить
представления
о
понятиях
«круг»,
«квадрат»

4 неделя

2

«Лошадки»

1 неделя

2

«Шарики»

2 неделя

2

«Строител
и»

-Формировать
представление
о
понятии
«треугольник»;
-уточнить
представления
о
понятиях
«круг», «квадрат»;
- развивать умение
сравнивать предметы
по цвету, по форме,
по размеру;
- совершенствовать
навык
регуляции
вдоха и выдоха
-Уточнить
представление
о
понятии «круг»;
- развивать умение
сравнивать предметы
по цвету, по форме,
по размеру
-Уточнить
представление
о
понятии «круг»;
- развивать умение
сравнивать предметы
по цвету, по форме,
по размеру;
- совершенствовать
13

1. Приветствие.
2.
Упражнение
«Ковёрсамолёт».
3.
Упражнение
«Строители».
4.
Упражнение
«Художники».
5. Прощание.
6. Рефлексия
1. Приветствие.
2.
Упражнение
«Ковёрсамолёт».
3.
Упражнение
«Строители».
4.
Упражнение
«Мешочек».
5.
Упражнение
«Секретики».
6. Прощание.
7. Рефлексия
1. Приветствие.
2.
Упражнение
«Песочный
ветер».
3. Упражнение с
фигурами.
4.
Упражнение
«Заплатки».
5. Прощание.
6. Рефлексия
1. Приветствие.
2.
Упражнение
«Песочный
ветер».
3. Раскрашивание.
4. Прощание.
5. Рефлексия

1. Приветствие.
2.
Упражнение
«Секретики».
3. Упражнение с
мячом.
4. Прощание.
5. Рефлексия
1. Приветствие.
2.
Упражнение
«Строители».
3.Упражнения
с
разрезными
картинками.
4. Прощание.

3-4

2

неделя

навык
регуляции
вдоха и выдоха
- Формировать пред«Ковёрставление о понятии
самолёт»
«квадрат»;
-уточнить
представления
о
понятии
«круг»;
- развивать умение
сравнивать предметы
по цвету, по форме,
по размеру
«Лошадки» -Формировать
представление
о
понятии
«треугольник»;
- совершенствовать
навык
регуляции
вдоха и выдоха
-Формировать
«Ковёрпредставление
о
понятии
самолёт»
«квадрат»;
-уточнить
представления
о
понятии
«круг»;
- развивать умение
сравнивать предметы

2

2 неделя

2

3 неделя

2

«Лошадки»

-Уточнить
представления
о
понятиях
«круг», «квадрат»;
- развивать умение
сравнивать предметы
- совершенствовать
навык регуляции вдоха
и выдоха

1 неделя

2

«Сон про

-Формировать умение
различать предметы по
цвету;
- развивать память,
мышление,
восприятие цвета;
- развивать умение
снимать мышечное
напряжение

Январь

1 неделя

Февраль

лето»

2 неделя

2

«Подарок
для папы»

-Формировать умение
различать предметы по
цвету;
- развивать память,
14

5. Рефлексия
1. Приветствие.
2.
Упражнение
«Ковёрсамолёт».
3.
Упражнение
«Строители».
4.
Упражнение
«Художники».
5. Прощание.
6. Рефлексия
1. Приветствие.
2.
Упражнение
«Песочный
ветер».
3. Раскрашивание.
4. Прощание.
5. Рефлексия
1. Приветствие.
2.
Упражнение
«Ковёрсамолёт».
3.
Упражнение
«Строители».
4.
Упражнение
«Мешочек».
5.
Упражнение
«Секретики».
6. Прощание.
7. Рефлексия
1. Приветствие.
2.
Упражнение
«Песочный
ветер».
3. Упражнение с
фигурами.
4.
Упражнение
«Заплатки».
5. Прощание.
6. Рефлексия
1. Приветствие.
2.Упражнение
«Здравствуй,
песок».
3.
Упражнение
«Цветные
крышечки».
4.
Упражнение
«Фрукты».
5.Упражнение «До
свидания, песок».
6. Прощание.
7. Рефлексия
1. Приветствие.
2.Упражнение
«Здравствуй,
песок».

3.
Упражнение
«Бусинки».
4.Упражнение
«Разноцветные
дорожки».
5.
Упражнение
«Карусель».
6.Упражнение «До
свидания, песок».
7. Прощание.
8. Рефлексия
Совершенствовать
1. Приветствие.
«Зимний
умение различать
2.Упражнение
лес»
предметы по цвету;
«Здравствуй,
- развивать память,
песок».
мышление,
3.
Упражнение
«Бусинки».
восприятие цвета;
- развивать умение
4.Упражнение
снимать мышечное
«Разноцветные
дорожки».
напряжение
5.
Упражнение
«Художники».
6.
Упражнение
«Карусель».
7.Упражнение «До
свидания, песок».
8. Прощание.
9. Рефлексия
-Формировать
1. Приветствие.
«Ау? Кто
Упражнение
представление
о 2.
спрятался в понятиях:
«Песочный
дождик».
«большой»,
лесу?»
«маленький»;
3.
Упражнение
- развивать умение
«Грибочки».
4.
Упражнение
регулировать
«Художники».
мышечное напряжение
5.Упражнение «До
свидания, песок».
6. Прощание.
7. Рефлексия
мышление,
восприятие цвета;
- развивать умение
снимать мышечное
напряжение

3 неделя

2

4 неделя

2

1 неделя

2

«Открытка

Март

для мамы»

2 неделя

2

«В гостях
у сказки»

1. Приветствие.
-Воспитание
2.
Упражнение
эстетического
«Песочный
восприятия и любови к дождик».
родителям
3.
Упражнение
«Зонтики».
4. Прощание.
5. Рефлексия
-Формировать
1. Приветствие.
представление
о 2.
Упражнение
понятии
«Секретики».
«круг»;
3.
Упражнение
«Мячики».
- развивать умение
сравнивать предметы
4.Стихотворение С.
по цвету, по форме,
Маршака «Мяч».
5.
Упражнение
по размеру
«Художники».
6. Прощание.
7. Рефлексия

15

3 неделя

2

4 неделя

2

1 неделя

2

- Формировать представление о понятии
«квадрат»;
-уточнить
представления
о
понятии
«круг»;
- развивать умение
сравнивать предметы
по цвету, по форме,
по размеру
«Незабыва -Развивать умение
сравнивать предметы
по цвету, по форме,
емое
по размеру;
путешестви - совершенствовать
навык
регуляции
е»
вдоха и выдоха
Рисование
по
замыслу.

«Весенний

Апрель

пейзаж»

2 неделя

2

«Космос»

3 неделя

2

Рисование
по
замыслу.

4 неделя

2

«Рисую
музыку
песком»

1. Приветствие.
2.
Упражнение
«Ковёрсамолёт».
3.
Упражнение
«Строители».
4.
Упражнение
«Художники».
5. Прощание.
6. Рефлексия
1. Приветствие.
2.
Упражнение
«Песочный
ветер».
3. Раскрашивание.
4. Прощание.
5. Рефлексия

-Уточнить
1. Приветствие.
представления
о 2.
Упражнение
понятии
«Ковёр«Весна»;
самолёт».
- развивать умение
3.
Упражнение
сравнивать предметы «Строители».
4.
Упражнение
по цвету, по форме,
«Мешочек».
по размеру
5.
Упражнение
«Секретики».
6. Прощание.
7. Рефлексия
-Формировать
1. Приветствие.
представление
о 2.
Упражнение
понятии
«Песочный
«космос»;
ветер».
-уточнить
3. Упражнение с
представления
о фигурами.
понятиях
4.Упражнение
«планеты», «Земля»
«Космонавт».
5. Прощание.
6. Рефлексия
-Формировать умение 1. Приветствие.
различать предметы по 2.Упражнение
цвету;
«Здравствуй,
- развивать память,
песок».
мышление,
3.
Упражнение
восприятие цвета;
«Цветные
- развивать умение
крышечки».
снимать мышечное
4.
Упражнение
напряжение
«Фрукты».
5.Упражнение «До
свидания, песок».
6. Прощание.
7. Рефлексия
1. Приветствие.
-Снижение
психоэмоционального 2.Упражнение
«Музыканты».
напряжения;
3.Упражнения
с
-создание
разрезными
благоприятного
картинками.
16

2

2 неделя

2

3 неделя

2

4 неделя

2

Май

1 неделя

микроклимата
в 4. Прощание.
5. Рефлексия
процессе работы
1. Приветствие.
«9 мая — -Развитие
2.
Упражнение
патриотического
День
«самолёт».
чувства,
чувства 3.
Упражнение
за свою «Флаг».
победы!» гордости
Родину
4.
Упражнение
«Художники».
5. Прощание.
6. Рефлексия
1. Приветствие.
Рисование -Развитие
2.
Упражнение
воображения,
по
«Песочный
совершенствование
ветер».
умения и навыков в 3. Раскрашивание.
замыслу.
свободном
4. Прощание.
экспериментировании 5. Рефлексия
с песком
«Морское - Снижение уровня 1. Приветствие.
тревожности и страхов 2.Упражнение
чудо»
«Здравствуй,
у дошкольников путем море».
снятия
3.
Упражнение
эмоционального
и «Обитатели
подводного мира».
телесного
4.Упражнение
напряжения;
«Разноцветные
дорожки».
5.
Упражнение
«Водопад».
6.Упражнение «До
свидания, песок».
7. Прощание.
8. Рефлексия
«Мы
- Р азвитие фантазии, 1. Приветствие.
2.
Упражнение
интереса;
- «Бусинки».
рисуем, что
совершенствование
4.
Упражнение
хотим»
навыков рисования в «Художники».
5.
Упражнение
свободном
«Мир грез».
экспериментировании 7.Упражнение «До
с песком
свидания, песок».
8. Прощание.
9. Рефлексия

72

Итого:

Учебный план
4-5 л.
Недели
1 неделя

рь

ентяб

С

Месяц

Часы

Тема

2

«Путешеств
ие Золотой
рыбки»

Цели и задачи

Содержание

-Развивать
1. Приветствие.
коммуникативные
2. Ритуал «входа» в
навыки,
умение Песочную страну.
договариваться,
17

прислушиваться к себе
и мнению других;
-способствовать
снижению
уровня
тревожности;
развивать
образное мышление;
-развивать
тактильную
чувствительность

2 неделя

2

«Солнечны
й мальчик»

3 неделя

2

4 неделя

2

«Принцесса -Развивать
и Дракон» коммуникативные
навыки, умение
договариваться,
прислушиваться к себе
и мнению
окружающих;
способствовать
снижению
уровня
тревожности;
-развивать тактильную
чувствительность
«Заколдова -Развивать
нный
коммуникативные
навыки, умение
город»
договариваться,
прислушиваться к себе
и мнению
других;
-способствовать
снижению
уровня
тревожности

-Воспитывать доброе
отношение
к
окружающим;
-развивать
уверенность
в
собственных силах;
-развивать
умение
работать коллективно

18

3.Упражнение
«Знакомство
с
Песочным
человеком».
4.Рассказ
Песочного
человека.
5. Создание
песочной
«картины».
6. Рефлексия.
7.
Ритуал
«выхода»
из
Песочной страны
1. Приветствие.
2.Ритуал «входа» в
Песочную страну.
3.Упражнение
«Рассказ Песочного
человека».
4.
Создание
песочной
«картины».
5. Рефлексия.
6. Ритуал «выхода»
из Песочной страны
1. Приветствие.
2. Ритуал «входа»
в Песочную страну.
3.
Упражнение
«Рассказ Песочного
человека.
4. Рефлексия.
5. Ритуал «выхода»
из Песочной страны

1. Приветствие.
2. Ритуал «входа» в
Песочную страну.
3.
Упражнение
«Рассказ Песочного
человека».
4. Рефлексия.
5. Ритуал «выхода»
из Песочной страны

«Мир
наоборот»

- Развивать образное
мышление;
-развивать тактильную
чувствительность;
-совершенствовать
навык
регуляции мышечного
напряжения

2

2 неделя

2

«Воробьина -Способствовать
я
снижению
уровня
семья»
тревожности;
- развивать образное
мышление;
-развивать тактильную
чувствительность;
-совершенствовать
навыки практического
общения

3 неделя

2

«Пчёлка
в темноте»

4 неделя

2

«Брыкающа Совершенствовать
яся
навыки практического
лошадка» общения;
-развивать
воображение,
образное мышление;
-развивать тактильную
чувствительность

Октябрь

1 неделя

-Развивать
коммуникативные
навыки, умение
договариваться;
-способствовать
снижению
уровня
тревожности;
- развивать образное
мышление

19

1. Приветствие.
2. Ритуал «входа»
в Песочную страну.
3.
Упражнение
«Рассказ
Песочного
человека».
4.
Упражнение
«Мир
наоборот».
5. Рефлексия.
6. Игра «Минута
шалости».
7. Ритуал «выхода»
из Песочной страны
1. Приветствие.
2. Ритуал «входа» в
Песочную страну.
3.
Упражнение
«Рассказ
Песочного
человека».
4.
Беседа
по
вопросам.
5.
Создание
песочной
«картины».
6. Игра «Упрямая
подушка».
7. Рефлексия.
8. Ритуал «выхода»
из Песочной страны
1. Приветствие.
2. Ритуал «входа» в
Песочную страну.
3.
Упражнение
«Рассказ
Песочного
человека».
4.
Рисование
страхов на песке.
5. Игры.
6. Ритуал «выхода»
из Песочной страны
1. Приветствие.
2. Ритуал «входа» в
Песочную страну.
3.
Упражнение
«Рассказ
Песочного
человека».
4.
Упражнение
«Цирк на песке».
5. Игра «Жужа».
6. Ритуал «выхода»
из Песочной страны

Ноябрь
Декабрь

1 неделя

2

«Два
брата»

-Способствовать
снижению
уровня
тревожности;
- развивать образное
мышление;
-развивать тактильную
чувствительность

1 неделя

2

«Дедушка
и внучек»

-Развивать
коммуникативные
навыки,
умение
договариваться,
прислушиваться к себе
и мнению других

3 неделя

2

«Белки
и орехи»

- Развивать образное
мышление;
-развивать тактильную
чувствительность

4 неделя

2

«Добрые
волшебник
и»

-Развивать
коммуникативные
навыки, умение
договариваться,
прислушиваться к себе
и мнению
других;

1 неделя

2

2 неделя

2

«Пространс -Уточнить
тво
представление
о
песочницы» понятии «круг»;
- развивать умение
сравнивать предметы
по цвету, по форме,
по размеру
«Песочный -Уточнить
круг»
представление
о
понятии «круг»;
- развивать умение
сравнивать предметы
по цвету, по форме,
по размеру;
- совершенствовать
навык регуляции вдоха
и выдоха
20

1. Приветствие.
2. Ритуал «входа»
в Песочную страну.
3.
Упражнение
«Рассказ
Песочного
человека».
4. Рефлексия.
5.
Упражнение
«Водопад».
6. Ритуал «выхода»
из Песочной страны
1. Приветствие.
2. Ритуал «входа»
в Песочную страну.
3.
Упражнение
«Рассказ
Песочного
человека».
4. Рефлексия.
5. Ритуал «выхода»
из Песочной страны
1. Приветствие.
2. Ритуал «входа» в
Песочную страну.
3.
Упражнение
«Рассказ
Песочного
человека».
4. Работа с песком.
5.Упражнение
«Волшебный сон».
6. Ритуал «выхода»
из Песочной страны
1. Приветствие.
2. Ритуал «входа»
в Песочную страну.
3.
Упражнение
«Рассказ
Песочного
человека».
4. Упражнение «Полет высоко в небе».
5. Ритуал «выхода»
из Песочной страны
1. Приветствие.
2.
Упражнение
«Секретики».
3. Упражнение с
мячом.
4. Прощание.
5. Рефлексия
1. Приветствие.
2.
Упражнение
«Строители».
3.Упражнения
с
разрезными
картинками.
4. Прощание.
5. Рефлексия

3-4 неделя

2

1 неделя

2

2

2

Февраль

Январь

неделя

3 неделя

2

1 неделя

2

2 неделя

2

- Формировать представление о понятии
строители» «квадрат»;
-уточнить
представления
о
понятии
«круг»;
- развивать умение
сравнивать предметы
по цвету, по форме,
по размеру
«Камушки» -Формировать
представление
о
понятии
«треугольник»;
- совершенствовать
навык регуляции вдоха
и выдоха
-Формировать
«Зимн
представление
о
ий пейзаж» понятии
«квадрат»;
-уточнить
представления
о
понятии
«круг»;
развивать
умение
сравнивать
предметы
«Песочные

1. Приветствие.
2.
Упражнение
«Ковёрсамолёт».
3.
Упражнение
«Строители».
4.
Упражнение
«Художники».
5. Прощание.
6. Рефлексия

1. Приветствие.
2.
Упражнение
«Песочный
ветер».
3. Раскрашивание.
4. Прощание.
5. Рефлексия
1.
Приветствие.
2. Упражнение
«Ковёрсамолёт».
3. Упражнение
«Строители».
4. Упражнение
«Мешочек».
5. Упражнение
«Секретики».
6. Прощание.
7. Рефлексия
1.
Приветствие.
-Развивать
«Прекрасно
2. Ритуал «входа»
коммуникативные
е рядом»
в Песочную страну.
навыки, умение
3.
Упражнение
договариваться,
прислушиваться к себе «Рассказ Песочного
человека.
и мнению
4. Рефлексия.
окружающих;
способствовать 5. Ритуал «выхода»
снижению
уровня из Песочной страны
тревожности;
-развивать тактильную
чувствительность
1. Приветствие.
«Город, где -Развивать
2. Ритуал «входа» в
коммуникативные
мы живем» навыки, умение
Песочную страну.
договариваться,
3.
Упражнение
прислушиваться к себе «Рассказ Песочного
и мнению
человека».
других;
4. Рефлексия.
-способствовать
5. Ритуал «выхода»
снижению
уровня из Песочной страны
тревожности
- Развивать образное 1. Приветствие.
«Что
мышление;
2. Ритуал «входа»
-развивать тактильную
в Песочную страну.
спряталось? чувствительность;
3.
Упражнение
-совершенствовать
«Рассказ
»
навык
Песочного
регуляции мышечного человека».
4.
Упражнение
напряжения
«Мир
наоборот».
21

3 неделя

2

«Назад в
прошлое»

4 неделя

2

«Сказочны
е истории»

2

2 неделя

2

3 неделя

2

Март

1 неделя

-Способствовать
снижению
уровня
тревожности;
- развивать образное
мышление;
-развивать тактильную
чувствительность;
-совершенствовать
навыки практического
общения

-Формировать
представление
о
понятиях:
«большой»,
«маленький»;
- развивать умение
регулировать
мышечное напряжение

5. Рефлексия.
6. Игра «Минута
шалости».
7. Ритуал «выхода»
из Песочной страны
1. Приветствие.
2. Ритуал «входа» в
Песочную страну.
3.
Упражнение
«Рассказ
Песочного
человека».
4.
Беседа
по
вопросам.
5.
Создание
песочной
«картины».
6. Игра «Упрямая
подушка».
7. Рефлексия.
8. Ритуал «выхода»
из Песочной страны
1. Приветствие.
2.
Упражнение
«Песочный
дождик».
3.
Упражнение
«Грибочки».
4.
Упражнение
«Художники».
5.Упражнение «До
свидания, песок».
6. Прощание.
7. Рефлексия

1. Приветствие.
2.
Упражнение
«Песочный
для мамы»
дождик».
3.
Упражнение
«Зонтики».
4. Прощание.
5. Рефлексия
-Формировать
1. Приветствие.
«В гостях у
представление
о 2.
Упражнение
сказки»
понятии
«Секретики».
«круг»;
3.
Упражнение
«Мячики».
- развивать умение
сравнивать предметы
4.Стихотворение С.
по цвету, по форме,
Маршака «Мяч».
5.
Упражнение
по размеру
«Художники».
6. Прощание.
7. Рефлексия
Формировать
пред1. Приветствие.
«Лесные
ставление
о
понятии
2.
Упражнение
жители»
«квадрат»;
«Ковёр-уточнить
самолёт».
представления
о 3.
Упражнение
понятии
«Строители».
«круг»;
4.
Упражнение
«Художники».
- развивать умение
«Открытка

-Воспитание
эстетического
восприятия и любови к
родителям

22

4 неделя

2

1 неделя

2

сравнивать предметы
по цвету, по форме,
по размеру
«Волшебны -Развивать умение
сравнивать предметы
по цвету, по форме,
е узоры»
по размеру;
- совершенствовать
навык регуляции вдоха
и выдоха
«Весенний
пейзаж»

Апрель

2 неделя

3 неделя

2

2

«Космос»

Рисование
по
замыслу.

4 неделя

2

«Рисую
музыку

Май

песком»

1 неделя

2

«9 мая —
День
победы!»

-Уточнить
представления
о
понятии
«Весна»;
- развивать умение
сравнивать предметы
по цвету, по форме,
по размеру

-Формировать
представление
понятии
«космос»;
-уточнить
представления
понятиях
«планеты», «Земля»

о

о

-Формировать умение
различать предметы по
цвету;
- развивать память,
мышление, восприятие
цвета;
- развивать умение
снимать мышечное
напряжение

-Снижение
психоэмоционального
напряжения;
-создание
благоприятного
микроклимата
в
процессе работы
-Развитие
патриотического
чувства,
чувства
гордости
за свою
Родину
23

5. Прощание.
6. Рефлексия
1. Приветствие.
2.
Упражнение
«Песочный
ветер».
3. Раскрашивание.
4. Прощание.
5. Рефлексия
1. Приветствие.
2.
Упражнение
«Ковёрсамолёт».
3.
Упражнение
«Строители».
4.
Упражнение
«Мешочек».
5.
Упражнение
«Секретики».
6. Прощание.
7. Рефлексия
1. Приветствие.
2.
Упражнение
«Песочный
ветер».
3. Упражнение с
фигурами.
4.Упражнение
«Космонавт».
5. Прощание.
6. Рефлексия
1. Приветствие.
2.Упражнение
«Здравствуй,
песок».
3.
Упражнение
«Цветные
крышечки».
4.
Упражнение
«Фрукты».
5.Упражнение «До
свидания, песок».
6. Прощание.
7. Рефлексия
1. Приветствие.
2.Упражнение
«Музыканты».
3.Упражнения
с
разрезными
картинками.
4. Прощание.
5. Рефлексия
1. Приветствие.
2.
Упражнение
«самолёт».
3.
Упражнение
«Флаг».

2 неделя

2

3 неделя

2

4 неделя

2

4.
Упражнение
«Художники».
5. Прощание.
6. Рефлексия
1. Приветствие.
Рисование -Развитие
2.
Упражнение
воображения,
по
«Песочный
совершенствование
ветер».
умения и навыков в 3. Раскрашивание.
замыслу.
свободном
4. Прощание.
экспериментировании 5. Рефлексия
с песком
«Морское - Снижение уровня 1. Приветствие.
тревожности и страхов 2.Упражнение
чудо»
«Здравствуй,
у дошкольников путем море».
снятия
3.
Упражнение
«Обитатели
эмоционального
и
подводного мира».
телесного
4.Упражнение
напряжения;
«Разноцветные
дорожки».
5.
Упражнение
«Водопад».
6.Упражнение «До
свидания, песок».
7. Прощание.
8. Рефлексия
«Мы
- Р азвитие фантазии, 1. Приветствие.
Упражнение
интереса;
- 2.
«Бусинки».
рисуем, что
совершенствование
4.
Упражнение
хотим»
навыков рисования в «Художники».
5.
Упражнение
свободном
«Мир грез».
экспериментировании 7.Упражнение «До
с песком
свидания, песок».
8. Прощание.
9. Рефлексия

72

Итого:

Учебный план
5-7 л.
Месяц

Недели

Сентябрь

1 неделя

Часы

Тема

Цели и задачи

Содержание

2

«Знакомство с
Песочной
страной»

- Способствовать
созданию
комфортного
психологического
микро-климата
в
группе;
-развивать
тактильнокинестетическую
чувствительность и

1. Приветствие.
2. Ритуал «входа»
в
Песочную
страну.
3.Упражнение
«Здравствуй,
песок».
4.Упражнение
«Раскопки».
5.
Упражнение
«Сложи

24

мелкую моторику
рук;
-воспитывать
умение понимать
себя и других

2 неделя

2

«Солнечный
мальчик»

-Воспитывать доброе
отношение
к
окружающим;
-развивать
уверенность
в
собственных силах;
-развивать
умение
работать
коллективно

3 неделя

2

«Печальный
город»

-Способствовать
созданию
комфортного
психологического
микро-климата
в
группе;
-развивать
тактильнокинестетическую
чувствительность и
мелкую моторику
рук;
-воспитывать
умение понимать
себя и других;
- уточнить знание
основных
видов
эмоциональных
состояний

4 неделя

2

«Заколдованн
ый
город»

-Развивать
коммуникативные
навыки, умение

25

животное».
6.Упражнение
«Домики
для
животных».
7.Упражнение
«Прощание
с
песком».
8.Ритуал
«выхода»
из
Песочной страны.
9. Рефлексия.
10. Прощание
1. Приветствие.
2.Ритуал «входа» в
Песочную страну.
3.Упражнение
«Рассказ
Песочного
человека».
4.
Создание
песочной
«картины».
5. Рефлексия.
6.
Ритуал
«выхода»
из
Песочной
страны
1. Приветствие.
2. Ритуал «входа»
в
Песочную
страну.
3.
Упражнение
«Поделись
настроением».
4.Упражнение
«Пирамида
дружбы».
5. Упражнение
«Рисуем
эмоции».
6.Упражнение
«Радостный
танец».
7.
Упражнение
«Поделись
настроением».
8.
Ритуал
«выхода»
из
Песочной страны.
9.Рефлексия.
10. Прощание
1. Приветствие.
2. Ритуал «входа» в
Песочную страну.

договариваться,
прислушиваться
к
себе и мнению
других;
-способствовать
снижению
уровня
тревожности
2

«В гостях у
Песочной
Феи»

- Развивать умение
отражать в речи свои
ощущения;
-совершенствовать
навыки
коммуникативного и
деятельностного
общения;
-способствовать
развитию
воображения
и
творческих
проявлений;
-воспитывать
эмоциональную
отзывчивость
на
проблемные
ситуации игровых
персонажей

2 неделя

2

«Воробьиная
семья»

-Способствовать
снижению
уровня
тревожности;
- развивать образное
мышление;
-развивать тактильную
чувствительность;
-совершенствовать
навыки
практического
общения

Октябрь

1 неделя

26

3.
Упражнение
«Рассказ
Песочного
человека».
4. Рефлексия.
5. Ритуал «выхода»
из
Песочной
страны
1.
Приветствие.
2.
Ритуал
«входа»
в
Песочную
страну.
3.Упражнени
е
«Здравствуй,
песок».
4.Упражнени
е «Найди
песочный
листочек».
5. Рисование на
стекле.
6.
Упражнение
«Передай
настроение».
7.Упражнение
«Звериная
дискотека».
8. Упражнение
«Несчастное
дерево».
9.Упражнение
«Песочные
музыканты».
10.
Ритуал
«выхода»
из
Песочной
страны.
11. Рефлексия.
12. Прощание
1. Приветствие.
2. Ритуал «входа» в
Песочную страну.
3.
Упражнение
«Рассказ
Песочного
человека».
4.
Беседа
по
вопросам.
5.
Создание
песочной
«картины».

3 неделя

2

«Трусливые
черепашки»

-Способствовать
снятию
эмоционального
и
мышечного
напряжения;
- развивать навыки
взаимодействия друг
с другом, умение
работать
в
коллективе, помогать
друг
другу,
осознавать
себя
частью коллектива;
способствовать
возникновению
эмпатии,
чувства
сопереживания

4 неделя

2

«Брыкающаяс
я
лошадка»

- Совершенствовать
навыки
практического
общения;
-развивать
воображение,
образное мышление;
-развивать
тактильную
чувствительность

27

6. Игра «Упрямая
подушка».
7. Рефлексия.
8. Ритуал «выхода»
из
Песочной
страны
1. Приветствие.
2. Ритуал «входа»
в
Песочную
страну.
3.
Упражнение
«Песочные
черепашки».
4.Упражнение
«Сонные
черепашки».
5. Этюд «Мост
страха».
6.
Рисование
на
деревянной
песочнице.
7. Этюд «Мост
страха».
8.
Ритуал
«выхода»
из
Песочной
страны.
9. Рефлексия.
10. Прощание
1. Приветствие.
2. Ритуал «входа» в
Песочную страну.
3.
Упражнение
«Рассказ
Песочного
человека».
4.
Упражнение
«Цирк на песке».
5. Игра «Жужа».
6. Ритуал «выхода»
из
Песочной
страны

Ноябрь

1 неделя

2

«Страна
гномиков»

-Расширить
представления
об
окружающем
мире;
-формировать
представление
о
способах
рефлексии
и
бесконфликтного
решения
проблемных
ситуаций;
-способствовать
проявлению детского
творчества в работе с
нетрадиционным
материалом

1 неделя

2

«Дедушка
и внучек»

-Развивать
коммуникативные
навыки,
умение
договариваться,
прислушиваться
к
себе
и
мнению
других

3 неделя

2

«Город
зеркал»

- Развивать навыки
взаимодействия друг
с другом, умение
работать
в коллективе;
-воспитывать
желание
помогать друг другу
в
совместной
деятельности;
- совершенствовать
умение
выражать
свои
чувства
в
словесной
форме;
-развивать
творческие
способности детей,

4 неделя

2

«Добрые
волшебники»

-Развивать
коммуникативные
навыки, умение
договариваться,
прислушиваться
к
себе и мнению
других;

28

1. Приветствие.
2. Ритуал «входа»
в Песочную страну.
3.
Упражнение
«Знакомство
с
гномами».
4.
Упражнение
«Рисование
песком».
5.
Упражнение
«Весёлые кляксы».
6.
Упражнение
«Танец
радости».
7.
Упражнение
«Рисуем радугу».
8. Рефлексия.
9. Ритуал «выхода»
из
Песочной
страны.
10. Прощание
1. Приветствие.
2. Ритуал «входа»
в
Песочную
страну.
3.
Упражнение
«Рассказ
Песочного
человека».
4. Рефлексия.
5. Ритуал «выхода»
из
Песочной
страны
1. Приветствие.
2. Ритуал «входа»
в Песочную страну.
3.
Упражнение
«Кроты».
4.
Упражнение
«Песочное
зеркало».
5.
Упражнение
«Лепим
дракона».
6.
Упражнение
«Великая
тайна
пустыни».
7.
Упражнение
«Каравай».
8.
Упражнение
«Танец
радости».
9. Рефлексия.
1. Приветствие.
2. Ритуал «входа»
в
Песочную
страну.
3.
Упражнение
«Рассказ
Песочного
человека».
4.
Упражнение
«Полет высоко в небе».

Декабрь
Январь

1 неделя

2

«Путешествие
Золотой
рыбки»

-Развивать
коммуникативные
навыки,
умение
договариваться,
прислушиваться
к
себе
и
мнению
других;
-способствовать
снижению
уровня
тревожности;
- развивать образное
мышление;
-развивать
тактильную
чувствительность

2 неделя

2

«Принцесса
и Дракон»

3-4 неделя

2

«Мир
наоборот»

-Развивать
коммуникативные
навыки, умение
договариваться,
прислушиваться
к
себе и мнению
окружающих;
способствовать
снижению
уровня
тревожности;
-развивать
тактильную
чувствительность
- Развивать образное
мышление;
-развивать тактильную
чувствительность;
-совершенствовать
навык
регуляции
мышечного
напряжения

1 неделя

2

«Пчёлка
в темноте»

-Развивать
коммуникативные
навыки, умение
договариваться;
-способствовать
снижению
уровня
тревожности;
- развивать образное
мышление
29

5. Ритуал «выхода»
из
Песочной
страны
1. Приветствие.
2. Ритуал «входа»
в
Песочную
страну.
3.Упражнение
«Знакомство
с
Песочным
человеком».
4.Рассказ
Песочного
человека.
5.
Создание
песочной
«картины».
6. Рефлексия.
7.
Ритуал
«выхода»
из
Песочной страны
1. Приветствие.
2. Ритуал «входа»
в
Песочную
страну.
3.
Упражнение
«Рассказ
Песочного
человека.
4. Рефлексия.
5. Ритуал «выхода»
из
Песочной
страны
1. Приветствие.
2. Ритуал «входа»
в
Песочную
страну.
3.
Упражнение
«Рассказ
Песочного
человека».
4.
Упражнение
«Мир
наоборот».
5. Рефлексия.
6. Игра «Минута
шалости».
7. Ритуал «выхода»
из
Песочной
страны
1. Приветствие.
2. Ритуал «входа» в
Песочную страну.
3.
Упражнение
«Рассказ
Песочного
человека».
4.
Рисование
страхов на песке.
5. Игры.

Февраль

2 неделя

2

«Два
брата»

-Способствовать
снижению
уровня
тревожности;
- развивать образное
мышление;
-развивать
тактильную
чувствительность

3 неделя

2

«Белки
и орехи»

- Развивать образное
мышление;
-развивать
тактильную
чувствительность

1 неделя

2

«Затерянный
город»

-Развивать
творческое
воображение;
-воспитывать умение
находить
решение
проблемных
ситуаций;
-формировать
навыки
общения
путем активизации
словаря детей

2 неделя

2

«Путешествие -Развивать
в сказку»
способности
к рефлексии;
-воспитывать
стремление
к
взаимопомощи,
сотрудничеству;
- совершенствовать
навыки
коммуникативного и
деятелыюстного
общения;
-способствовать
формированию
30

6. Ритуал «выхода»
из
Песочной
страны
1. Приветствие.
2. Ритуал «входа»
в
Песочную
страну.
3.
Упражнение
«Рассказ
Песочного
человека».
4. Рефлексия.
5.
Упражнение
«Водопад».
6. Ритуал «выхода»
из
Песочной
страны
1. Приветствие.
2. Ритуал «входа» в
Песочную страну.
3.
Упражнение
«Рассказ
Песочного
человека».
4. Работа с песком.
5.Упражнение
«Волшебный сон».
6. Ритуал «выхода»
из
Песочной
страны
1. Приветствие.
2. Ритуал «входа»
в Песочную страну.
3.
Упражнение
«Сухое
дерево».
4.
Упражнение
«Песочная река».
5.
Упражнение
«Археологи».
6.
Упражнение
«Строители».
7. Рефлексия.
8. Ритуал «выхода»
из
Песочной
страны.
9. Прощание
1. Приветствие.
2. Ритуал «входа»
в
Песочную
страну.
3.
Упражнение
«Сказочный сон».
4.
Упражнение
«Мостики».
5.Упражнение
«Волшебный
кувшин».
6.
Упражнение
«Сундучок
с
сюрпризом».
7. Ритуал «выхода»

Песочной
к из
страны.
8. Рефлексия.
9. Прощание
1. Приветствие.
-Способствовать
снижению
уровня 2. Ритуал «входа» в
Песочную страну.
тревожности;
Упражнение
- развивать образное 3.
«Рассказ
мышление;
-развивать тактильную Песочного
человека».
чувствительность;
4.
Беседа
по
-совершенствовать
вопросам.
навыки
5.
Создание
практического
песочной
общения
«картины».
6. Игра «Упрямая
подушка».
7. Рефлексия.
8. Ритуал «выхода»
из
Песочной
страны
Способствовать 1.
созданию
Приветствие.
положительного
2.
Ритуал
эмоционального
«входа»
в
микро-климата
в Песочную
группе;
страну.
-развивать
3.Упражнени
воображение;
е
«Комплимен
-способствовать
т».
снижению
эмоционального
напряжения
через 4.Упражнени
взаимодействие
е «Раскопки».
детей с песком
5.Рисование
волшебной
птицы.
6.
Ритуал
«выхода» из
Песочной
страны.
7.Рефлексия.
8. Прощание
интереса детей
сотрудничеству

3 неделя

2

«Назад в
прошлое»

4 неделя

2

«Птица
счастья»

1 неделя

2

«Открытка

Март

для мамы»

2 неделя

2

1. Приветствие.
2.
Упражнение
«Песочный
дождик».
3.
Упражнение
«Зонтики».
4. Прощание.
5. Рефлексия
1. Приветствие.
о 2.
Упражнение
«Секретики».

-Воспитание
эстетического
восприятия и любови
к родителям

«В гостях у
сказки»
31

-Формировать
представление
понятии
«круг»;

3.
Упражнение
«Мячики».
4.Стихотворение
С.
Маршака
«Мяч».
5.
Упражнение
«Художники».
6. Прощание.
7. Рефлексия
- Формировать пред- 1. Приветствие.
ставление о понятии 2.
Упражнение
«квадрат»;
«Ковёр-уточнить
самолёт».
представления
о 3.
Упражнение
понятии
«Строители».
«круг»;
4.
Упражнение
- развивать умение
«Художники».
сравнивать предметы 5. Прощание.
по цвету, по форме,
6. Рефлексия
по размеру
-Формировать
1.
представление
о Приветствие.
способах передачи 2.
Ритуал
разных
«входа»
в
эмоциональных
Песочную
состояний
в страну.
имитационно3.Упражнение
образных играх;
«Ветер».
- развивать умение 4.
Упражнение
отражать в речи «Строим башню».
5.Упражнение
свои ощущения
«Волшебная
раковина».
6.Упражнение
«Волшебные
очки».
7.Упражнение
«Портрет друга».
8.
Ритуал
«выхода»
из
Песочной страны.
9. Рефлексия.
10. Прощание
- развивать умение
сравнивать предметы
по цвету, по форме,
по размеру

3 неделя

2

«Лесные
жители»

4 неделя

2

«Царство
песка»

1 неделя

2

-Уточнить
представления
о
понятии
«Весна»;
- развивать умение
сравнивать предметы
по цвету, по форме,
по размеру

«Весенний

Апрель

пейзаж»

32

1. Приветствие.
2.
Упражнение
«Ковёрсамолёт».
3.
Упражнение
«Строители».
4.
Упражнение
«Мешочек».
5.
Упражнение
«Секретики».
6. Прощание.
7. Рефлексия

2 неделя

2

«Космос»

3 неделя

2

Рисование по
замыслу.

4 неделя

2

«Рисую
музыку
песком»

1 неделя

2

«9 мая —
День
победы!»

2 неделя

2

Рисование по

Май

замыслу.

3 неделя

2

«Морское
чудо»

33

-Формировать
1. Приветствие.
представление
о 2.
Упражнение
понятии
«Песочный
«космос»;
ветер».
-уточнить
3. Упражнение с
представления
о фигурами.
понятиях
4.Упражнение
«планеты», «Земля»
«Космонавт».
5. Прощание.
6. Рефлексия
-Формировать
1. Приветствие.
умение
различать 2.Упражнение
предметы по цвету;
«Здравствуй,
- развивать память,
песок».
мышление,
3.
Упражнение
восприятие цвета;
«Цветные
- развивать умение
крышечки».
снимать мышечное
4.
Упражнение
напряжение
«Фрукты».
5.Упражнение «До
свидания, песок».
6. Прощание.
7. Рефлексия
1. Приветствие.
-Снижение
психоэмоциональног 2.Упражнение
«Музыканты».
о напряжения;
3.Упражнения
с
-создание
разрезными
благоприятного
картинками.
микроклимата
в 4. Прощание.
процессе работы
5. Рефлексия
1. Приветствие.
-Развитие
2.
Упражнение
патриотического
«самолёт».
чувства,
чувства 3.
Упражнение
гордости
за
«Флаг».
свою Родину
4.
Упражнение
«Художники».
5. Прощание.
6. Рефлексия
1. Приветствие.
-Развитие
2.
Упражнение
воображения,
«Песочный
совершенствование
ветер».
умения и навыков в 3. Раскрашивание.
свободном
4. Прощание.
экспериментировани 5. Рефлексия
и с песком
- Снижение уровня 1. Приветствие.
тревожности
и 2.Упражнение
«Здравствуй,
страхов
у море».
дошкольников путем 3.
Упражнение
«Обитатели
снятия
подводного мира».
эмоционального
и 4.Упражнение
телесного
«Разноцветные
дорожки».
напряжения;
5.
Упражнение
«Водопад».

4 неделя

2

«Мы рисуем,
что хотим»

Итого:

72

34

6.Упражнение «До
свидания, песок».
7. Прощание.
8. Рефлексия
1. Приветствие.
- Р азвитие
Упражнение
фантазии, интереса; 2.
«Бусинки».
-совершенствование 4.
Упражнение
навыков рисования в «Художники».
5.
Упражнение
свободном
«Мир грез».
экспериментировани 7.Упражнение «До
и с песком
свидания, песок».
8. Прощание.
9. Рефлексия

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график на 2025-2026 учебный год
№ Основные
характеристики
п/п образовательного процесс
1

Количество учебных недель

36

2

Количество учебных дней

72

3

Количество часов в неделю

2

4

72

5

Количество часов в учебном
году
Выходные дни

6
7
8

Окончание учебного года
Сроки проведения мониторинга
Режим занятий

3-4 - ноября, 31 декабря - 9 января, 23
февраля, 9 марта, 1 мая, 9-11 мая
31 мая
сентябрь, май
2 раза в неделю по 30 минут

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Освещенность:

естественная

-

четыре

окна;

искусственная: энергосберегающих светильников.
В комнате одна дверь. Пол бетонный, покрытый линолеумом.
Материалы:
• Демонстрационный (иллюстрации по темам), наглядный, раздаточный;
аудио аппаратура; Оборудование:
• песок;
• планшеты с подсветкой для рисования песком;
• кинетический песок;
• кварцевый песок;
• контейнер

для

игры

с

кинетическим

песком.

Дополнительный

инструментарий:
• бытовой и бросовый материал (пуговицы, бусины, стеклянные камешки,
ленточки, счетные палочки, кисти, гребешки разные по ширине зубцов,
35

коктейльные трубочки, фактурные мячики);
• природный материал (камешки, шишки, палочки, веточки, скорлупа
грецких орехов, желуди, каштаны, орехи, косточки, ракушки); набор формочек.
Кадровое обеспечение.
Педагог

дополнительного

образования

должен

иметь

высшее

профессиональное образование или среднее профессиональное образование,
соответствующей профилю детского объединения, без предъявления требований
к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное

образование

и

дополнительное

профессиональное

образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления
требований к стажу работы. К реализации программы допускаются лица,
обучающиеся по образовательным программам высшего образования по
специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
Формы аттестации /контроля и оценочные материалы.
Аттестация обучающихся включает в себя:
Отслеживание результатов и эффективности деятельности проводится
в ходе входного контроля в сентябре, текущего на каждом занятии и
итогового контроля

в мае. Входной контроль знаний учащихся

осуществляется путем наблюдения, через выполнение практических
заданий.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года в форме
видео портфолио, показа песочных композиций, фотовыставки.
Формой отслеживания и фиксация образовательных результатов
являются видеозаписи, фото, отзывы детей, родителей.
Формой

демонстрации

и

предъявления

образовательных

результатов является открытое занятие.
Значимым образовательным событием, завершающим программу
36

обучения, является праздник (конкурсно - игровая программа) «Мы
рисуем, что хотим», на котором дети представляют свои родителям всесвои
достижения, приобретенные навыки.

37

Список использованных ресурсов
1.

Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-

волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста / Дошкольная
педагогика №4-2006, №1-2007.
2.

Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010.

3.

Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для

дошкольников / Психолог в детском саду №3 – 2006.
4.

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная

игротерапия // Детский сад со всех сторон. - 2001. - № 8 (44).
5.

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развиваю

щие и адаптирующие игры. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 64 с.
6.

Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной

сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр.

- СПб.:

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 80 с.

7.

Занятия с детьми 3 – 7 лет по развитию эмоционально-

коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии/ авт.сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2016. – 122 с.
8.

Зеленцова-Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей

раннего возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2015.
– 96 с.
9.

Зинкевич – Евстегнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей.

Метод сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2010. – 176 с.
10.

Зинкевич – Евстегнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке.

Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2010. – 340 с.
11. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию
пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой
психического развития // Дошкольная педагогика №3 – 2005.
12.

Кузуб Н.В., Осипчук Э.И. В гостях у песочной феи.

Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей
дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и
38

психологов дошкольных учреждений. СПб.: Речь, 2011. – 61с.
13. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для
дошкольников. — СПб., 2005. – 66 с.
14.

Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.:

Речь, 2008. – 176.
15. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии
дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с. (Библиотека Логопед)
16.

Сапожникова О.Б., Киселева М. В. Арт- терапия в работе с

детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и
специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
17.

Федосеева М.А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию

эмоционально – коммуникативной и познавательной сфер средствами
песочной терапии. Волгоград: «Учитель», 2015. – 122 с.

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».