Что такое ЗПР?
13.09.2023
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР),
ЧТО ЭТО?
Термин «задержка» подчёркивает временной
(несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребёнка) и
вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с
возрастом и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения
и воспитания ребёнка.
ЗПР
проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его
возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и
навыкам, личностной незрелости, поведению.
Перечислим
наиболее характерные особенности детей с ЗПР:
снижение
работоспособности;
повышенная
истощаемость;
неустойчивость
внимания;
более низкий
уровень развития восприятия;
недостаточная
продуктивность произвольной памяти;
отставание в
развитии всех форм мышления;
дефекты
звукопроизношения;
своеобразное
поведение;
бедный словарный
запас;
низкий навык
самоконтроля;
незрелость
эмоционально-волевой сферы;
ограниченный
запас общих сведений и представлений.
Среди причин ЗПР выделяются следующие:
Слабовыраженные
органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во
внутриутробном состоянии, при родовом или раннем периодах жизни ребёнка.
Генетически
обусловленная недостаточность ЦНС.
Интоксикация,
инфекции, травмы, обменно-трофические расстройства.
Неблагоприятные социальные факторы (условия воспитания, дефицит внимания и др.)
Эффективная
динамика развития детей намечается тогда, когда своевременно осуществляется
клиническая, педагогическая, психологическая диагностика и реализуется необходимая
психологическая коррекция, психотерапия, биологическая терапия, а
педагогическая коррекция и обучение ведутся с учётом всей сложности,
неравномерности и дисгармоничного развития интеллекта и личности детей.
В
семье, уделяющей ребёнку должное внимание, задержка психического развития может
быть полностью или в значительной степени компенсирована путём целенаправленной
активизации различных сторон интеллектуальной и эмоциональной сферы.
В
неблагоприятных же семьях, при отсутствии не только стимуляции психического
развития такого ребёнка, но невнимание к его физическому состоянию,
своевременному лечению, его психическое развитие ещё более замедляется.
Таким образом можно сделать следующие
заключение – дети с ЗПР – это многочисленная и разнородная по своему
составу категория. Определенная группа детей имеет негрубые нарушения со
стороны ЦНС, вследствие ее раннего органического поражения. У другой группы
детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Еще одной причиной
отставания в нервно-психическом развитии могут стать соматическая ослабленность
и наличие хронического заболевания. Неблагоприятные макросоциальные условия
также являются причиной ЗПР у детей. Все эти дети нуждаются в своевременной
коррекционной помощи.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.09.2023
Дата обновления: 13.09.2023
Дата публикации: 13.09.2023
Комментарии0
Новый комментарий