2
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Программа
разработана
в
соответствии
со
следующими
нормативноправовыми документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального 3
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
3
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении
методических
рекомендациями
по
рекомендаций»
реализации
(вместе
адаптированных
с
«Методическими
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
12.
Приказ
Министерства
образования
и
молодежной
политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
13. Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения детского сада № 150, утвержденный Распоряжением Управления
образования Администрации города Екатеринбурга № 2850/46/36 от 29.12.2021г
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Актуальность. На современном этапе развития общества выявлена
тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Известно, что здоровье
ребенка зависит от ряда факторов - биологических, экологических, социальных,
4
гигиенических, а также от характера
педагогических воздействий. В
многоаспектном выражении нормальное психофизическое развитие ребенка в
дошкольном возрасте и последующее сохранение его здоровья зависят от уровня
двигательной активности, потребность в которой для дошкольника является
естественной. Потребность в движении, повышенная двигательная активность –
наиболее важные биологические особенности детского организма. При их
недостатке возникает целый ряд негативных для ребенка последствий:
происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена
веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся
внешним условиям.
Назрела острая необходимость поиска путей физического и духовного
оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной
активности ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности
быть ловким, сильным, смелым. Решение этой проблемы мы видим в игре в
футбол. Игра в футбол динамична и эмоциональна, способствуют развитию
силы, скоростно-силовых качеств, координационных способностей, быстроты,
требует
проявления
переключению
находчивости,
внимания,
способности
пространственной,
к
концентрации
временной,
и
динамической
точности движений и их биомеханической рациональности. Она эффективно
влияет на развитие у детей дошкольного возраста как психических процессов
(внимания, восприятия, памяти, рациональности мышления, воображения), так
и физиологических (усиливают кровообращение, дыхание, обмен веществ).
Отличительной особенностью программы является:
Программа предусматривает разнообразную деятельность с мячом в
соответствии с интересами и потребностями, с учетом возраста детей, их
особенностями, состоянием здоровья. На занятиях создаются условия для
своевременного и правильного физического и полноценного психического
развития, дается возможность раскрыть индивидуальные особенности и
творческий
потенциал
каждого
ребенка.
Рационально
распределяется
5
двигательная нагрузка дошкольников: с учетом физиологической реакции детей,
соответствие нагрузки их возрастным и индивидуальным возможностям,
уровнем подготовленности.
Программа направлена на развитие ловкости, ритмичности, координации
и точности движений. Разнообразие движений и их вариантов дает возможность
развивать и совершенствовать быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость
детей дошкольного возраста.
Наряду с физическим развитием детей решаются задачи нравственного,
умственного и эстетического воспитания. Во время игры в футбол тренер
активно формирует у них нравственно-волевые качества: целеустремленность,
настойчивость, выдержку, смелость.
Программа составлена на основе: Голомазов С. В., Чирва Б. Г. Футбол.
Теоретические основы совершенствования точности действия с мячом.
М.:Физкультура и спорт, дополнительной общеобразовательной программы
«Мини-футбол» Балыков М.Д. (г. Москва) и личного опыта работы.
Адресат общеразвивающей программы: программа «Мини-футбол»
рассчитана для детей 3-7 лет.
Возрастные характеристики развития детей младшего дошкольного
возраста 3-4 лет.
В данном возрасте уровень развития скелета и мышечной системы
определяет возможность формирования осанки,
свода стопы, базовых
двигательных стереотипов. Продолжается формирование физиологических
систем организма: дыхания, кровообращения терморегуляции, обеспечения
обмена веществ. Данный возраст характеризуется интенсивным созреванием
нейронного аппарата проекционной и ассоциативной коры больших полушарий.
Возрастные характеристики развития детей среднего дошкольного
возраста 4-5 лет.
Данный возраст характеризуется возрастанием специализации корковых
зон и межполушарных связей. Правое полушарие является ведущим.
6
Продолжается развитие скелета, мышц, изменяются пропорции тела. Слабо, но
проявляются различия в строении тела мальчиков и девочек.
В период от
четырех до пяти лет существенно возрастает роль регулятивных механизмов
поведения. Потребность в самовыражении (стремление быть компетентным в
доступных видах деятельности) определяет развитие произвольности. В игре
ребенок может управлять собственным поведением, опираясь на систему правил,
заложенных в данной роли. Ребенку доступно осознание основных правил
поведения в ходе общения и поведения в социуме.
Возрастные характеристики развития детей старшего дошкольного
возраста 5-6 лет.
Развитие центральной нервной и опорно-двигательной систем, зрительномоторной координации позволяет ребенку значительно расширить доступный
набор двигательных стереотипов. У детей шестого года жизни отмечается
существенное расширение регулятивных способностей поведения, за счет
усложнения системы взаимоотношений со взрослыми и со сверстниками.
Творческая сюжетно-ролевая игра имеет сложную структуру. Интенсивно
развиваются продуктивные виды деятельности, которые способствуют развитию
творческого воображения и самовыражения ребенка. Складывается первая
иерархия
мотивов.
Преобладает
высокая,
Формируется
неадекватная
дифференцированность
самооценка.
Ребенок
самооценки.
стремится
к
сохранению позитивной самооценки.
Возрастные характеристики развития детей старшего дошкольного
возраста 6-7 лет.
Качественные изменения в развитии телесной сферы ребенка отражает
существенные изменения в центральной нервной системе. К шести-семи годам
продолжительность необходимого сна составляет 9-11 часов, при этом
длительность цикла сна возрастает до 60-70 минут, по сравнению с 45-50
минутам у детей годовалого возраста, приближаясь к 90 минутам, характерным
для сна детей старшего возраста и взрослых. Процессуальная сюжетно-ролевая
7
игра сменяется результативной игрой, Игровое пространство усложняется.
Система взаимоотношений в игре усложняется, дети способны отслеживать
поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение
в зависимости от места в нем.
В общении со взрослыми интенсивно проявляется внеситуативноличностная форма общения. В общении со сверстниками преобладает
внеситуативно-деловая форма общения. Характер межличностных отношений
отличает выраженный интерес по отношению к сверстнику, высокую значимость
сверстника, возрастание просоциальных форм поведения, феномен детской
дружбы, активно проявляется эмпатия, сочувствие, содействие, сопереживание.
Детские группы характеризуются стабильной структурой взаимоотношений
между детьми.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность
– 30 минут.
Количество обучающихся в группе: 15-20 человек.
Объем программы: 72 часа
Срок освоения программы составляет 1 год.
Уровень программы: начальная подготовка
Формы обучения: групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие.
Формы подведения результатов: открытые мероприятия 1 раз в год,
турниры по футболу.
Цель и задачи программы
Цель: содействие оздоровлению и физическому развитию ребенка
дошкольного возраста в процессе обучения игре в футбол.
Задачи:
Обучающие:
- формировать представление о здоровом образе жизни, о спорте, об игре
в футбол;
8
- ознакомить с основными правилами и принципами игры;
- формировать первоначальные представления и навыки выполнения
технических элементов игры в футбол (ведение, остановка, удар, передача);
Развивающие:
- содействовать в развитии физических качеств (ловкость, быстрота,
выносливость, сила, гибкость);
- накапливать и обогащать двигательный опыт детей (бег, бег с изменением
направления и скорости, бег спиной вперед, бег приставными шагами, и т.д.);
Воспитательные:
- способствовать воспитанию активности, сознательности, моральноволевых качеств, уверенности в своих силах, уважительного отношения к себе и
окружающим;
- сформировать интерес и желание вести здоровый образ жизни.
Планируемые результаты
Предметные: формирование знаний, умений и навыков, необходимых для
осуществления различных видов деятельности;
Ознакомлен с основными элементами техники футбола:
- техника передвижения: различные виды бега («змейкой»; беге
изменением темпа по команде (ускорение, замедление); спиной вперед; со
сменой направляющего; в колонне по одному с перестроением в пары по
сигналу; с препятствиями; в чередовании с другими движениями; обегая
предметы и т.п.); различные виды прыжков, подскоки.
- техника владения мячом и основные способы выполнения упражнений:
- удар по неподвижному и движущемуся мячу правой и левой ногой
(внутренней стороной стопы, внутренней и средней частями подъема) по
воротам, в стену с расстояния от 2 до 4 м;
- остановка мяча ногой (внутренней стороной стопы, подошвой)
катящегося на встречу;
9
- ведение мяча (средней и внешней частью подъема) только правой или
только левой ногой по прямой, между стойками (змейкой) и движущихся
партнеров;
- обманные движения с места – движение влево, с уходом вправо и
наоборот;
- отбор мяча (отбивание ногой в выпаде);
- вбрасывание мяча руками из-за боковой линии с места из положения ноги
вместе, параллельного расположения ступней ног на дальность, и в коридор
шириной 2м.
- ознакомление с тактикой игры в футбол по упрощенным правилам в
ограниченных составах 1х1, 2х2, 3х3.
Метапредметные: умение чувствовать себя комфортно в большом
коллективе;
- может объяснить действия и название упражнений, пользы закаливания
и занятий физической культурой;
- может планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы,
необходимые для занятий, игр.
Личностные:
укрепление
здоровья
детей,
повышение
уровня
двигательной активности, укрепление уверенности детей в своих силах и
возможностях.
Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
Сентябрь
Месяц
Недели
Часы
Тема
1 неделя
2
Знакомство с
игрой футбол
2 неделя
2
Учимся играть в
футбол
Содержание
Беседа на тему «Футбол – одна из
самых популярных и любимых игр
в
мире», ведение мяча по прямой
(змейкой), удары по воротам, игра в
футбол.
Беседа: учимся играть в футбол (о
технике игры в футбол)
Знакомство с
Октябрь
10
3 неделя
2
Диагностика
4 неделя
2
Диагностика
1 неделя
2
Школа мяча
2 неделя
2
Школа мяча
3 неделя
2
Школа мяча,
удар
по
неподвижному
мячу
4 неделя
2
Школа мяча,
ведение мяча
техникой владения мяча
(перемещение, ведение, удар,
остановка, отбор).
Игра в футбол.
Ведение мяча змейкой – 10 м. не
теряя мяча (Ведение мяча
осуществляется
последовательными толчками,
внешней или
внутренней стороной стопы,
поочередно то правой, то левой
ногой);
Удар по воротам – (расстояние 4м,
размеры ворот – 1
х 2 м). Метание набивного мяча изза головы (1 кг/см).
Бросок мяча об стену и ловля его
двумя руками после отскока.
Перебрасывание мяча друг другу
стоя, способ из-за головы; метание
мяча
вдаль правой и левой рукой. Игр.
упр.: «Вперед с мячом». П/и:
«Поймай
мяч». Игра в футбол.
Перебрасывание мяча друг другу
стоя, способ от груди. Метание
мяча
вдаль. Бросание мяча вверх и
ловля его двумя руками. Игр. упр.:
«Догони
мяч». П/и.:
«Брось, поймай». Игра в футбол.
Перебрасывание мяча друг другу
стоя с отскоком мяча от пола. Удар
мяча
в цель. Игр. упр.: «Солнышко».
П/и.: «Мяч водящему». Игра в
футбол.
Перебрасывание мяча друг другу в
разных направлениях стоя и сидя.
Ведение мяча с изменением
направления. Игр. упр.: «Перенос
трех мячей».
П/и.: «Мяч и веревка». Игра в
футбол.
11
2
Школа мяча,
ведение мяча
2 неделя
2
Школа мяча
3 неделя
2
Техника
передвижения,
ведение мяча
4 неделя
2
Удар по
неподвижному
мячу, ведение
мяча
1 неделя
2
Ведение мяча с
изменением
направления,
остановка мяча
2 неделя
2
Ведение мяча с
изменением
направления,
игра в «стенку»
Декабрь
Ноябрь
1 неделя
Перебрасывание мяча друг другу
стоя на коленях. Ведение мяча с
изменением скорости.
Игр.упр.:«Пингвины с мячом».
П/и.:«Ловишка в
кругу». М/п игра
«Ручейки и озера».
Перебрасывание мяча друг другу
сидя, ноги врозь. Игр.упр.:
«Передал - садись». П/и «Сделай
фигуру». Игра в футбол.
«Обратный поезд» - бег прямой и
спиной вперед. «Чей мяч дальше?»
удары по неподвижному мячу.
«Ловкие ребята» - ведение мяча по
прямой.
Игр.упр.«Не выпускай мяч из
круга» - дети быстро предают мяч
ногой по
кругу, «Обратный поезд». П/и.:
«Подвижная цель».М/п игра
«Олени».
Бег через набивные мячи. «Чей мяч
дальше?» - удар по неподвижному
мячу правой и левой ногой с
разбега. «Ловкие
ребята» - ведение мяча по прямой.
Игр. упр.: «Не выпускай мяч из
круга» - дети быстро передают мяч
ногой по кругу. П/и. «Задержи
мяч». Игра в футбол.
Ведение мяча по прямой правой и
левой ногой. Ведение мяча
между ориентирами.
Игр. упр. «Точный удар» - игра в
парах: удар по неподвижному
мячу,
остановка мяча – игровая задача –
не потерять мяч. П/и. «Пустое
место». Игра в футбол.
Ведение мяча по прямой правой и
левой ногой. Ведение мяча между
ориентирами на скорость. Игр.
упр. « «Кто больше отобьет» - удар
мяча о стену и обратно.
П/и.«Блуждающий мяч». «У ребят
порядок
строгий». М/п игра «Запомни и
замри».
12
2
Ведение мяча с
изменением
направления,
скоростное
ведение
4 неделя
2
Ведение с
изменением
направления,
передача мяча
1 неделя
2
Техника
владения мячом
2 неделя
2
Передача мяча,
ведение
3 неделя
2
Техника
владения мячом
4 неделя
2
Техника
передвижения
1 неделя
2
Ведение мяча
вокруг себя,
подъем мяча.
Февраль
Январь
3 неделя
Ведение мяча вокруг обруча
правой и левой ногой в разных
направлениях. «
Вокруг Света» - удар мяча о стену
и обратно. Ведение
мяча в прямом направлении на
скорость.
Игр. упр. «Кто больше отобьет» удар мяча о стену и обратно. П/и.
«Ловкий оленевод». Игра в
футбол.
в разных направлениях. Передача
мяча ногой по кругу. Игр.упр.
«Вокруг света» «Не выпускать мяч
из круга», П/и. «Меткий стрелок».
игра в футбол.
Игр. упр. «С двумя мячами»,
«Борьба за мяч». Игра в футбол.
Передача мяча партнеру. Ведение
мяча между ориентирами. Игр.упр.
«Футбол вдвоем», «Ловкие
ребята». П/и «Шишки, желуди,
орехи».
Игра в футбол.
Техника владения мячом (перекаты
мяча на месте). Метание
набивного мяча от груди двумя
руками. Игр.упр. «Серпантин»,
«Передал - садись» - броски и
ловля мяча. П/ и. «Ловля оленей».
М/п
игра «Летает - не летает».
Передвижение приставными
шагами (правым/левым боком,
вперед/назад) Игр.упр.«Найди свой
цвет», «Туннель» -прокатывание
мяча между ног, «Лови, бросай –
падать не давай» - перебрасывание
мяча друг другу в быстром темпе,
«Меткий стрелок» - попадание
мячом в обруч. П/и.: «Стой!». Игра
в
футбол.
Ведение мяча вокруг себя правой,
левой ногой. Подъем мяча.
Игр. упр.
«Туннель» - прокатывание мяча
между ног. «Лови, бросай – падать
13
2
Ведение с
последующим
ударом по
воротам
3 неделя
2
Ведение с
последующим
ударом по
воротам
4 неделя
2
Челночный бег
1 неделя
2
Школа мяча,
развитие
равновесия
2 неделя
2
Передача,
Развитие
Март
2 неделя
равновесия
не давай» - перебрасывание мяча
друг другу в быстром темпе. П/и
«За мячом». М/п игра
«Будь внимателен».
Ведение мяча правой, левой ногой
с последующим ударом по
воротам. Ведение мяча правой,
левой ногой и вокруг себя. Игр.
упр.
«Три мяча» - поочередно
переносить мячи из обруча в обруч
– по три мяча, П/и.: Меткий
стрелок» попадание мячом в
обруч. Игра в футбол.
Ведение мяча правой, левой ногой
с последующим ударом по
воротам. Удар мяча в цель. Игр.
упр. «Найди свой цвет», «Будь
ловким» - ведение мяча с
препятствиями (веревочка),
«Попади в
ворота» -удар мяча в ворота
разными способами, с разных
точек,
П/и. «Мяч с топотом». Игра в
футбол.
Челночный бег . Ведение мяча челнок. Игр. упр. «Вышло солнце
изза речки»,
«По кочкам» (прыжки), «Дойди –
не урони» - ведение мяча в средней
и высокой стойке до черты. П/и.:
«Успей поймать!». М/п игра «Ухолоб-нос».
Передача мяча двумя руками от
груди в парах. Прыжки на одной
ноге с продвижением вперед, мяч
за головой. Ходьба по
гимнастической скамейке с
перешагиванием через набивные
мячи.
Игр.упр. «Горячая картошка».
П/игра «У
кого меньше мячей». Игра в
футбол.
Ходьба по
гимнастической скамейке с
перешагиванием через набивные
мячи.
14
3 неделя
2
Прыжки из
стороны в
сторону, подъем
мяча
4 неделя
2
Передача мяча в
тройках, прыжки
Игр. упр. «Колобок». П/игра «У
кого меньше мячей». Игра в
футбол.
Прыжки на двух ногах вдоль
каната, перепрыгивая, его справа и
слева. Перебрасывание мяча друг
другу через шнур. Игр.упр.
«Головой удерживая мяч». П/и.:
«Охотники и звери». М/п игра «У
кого мяч».
Передача мяча в тройках.
Закреплять умение прыгать на
двух ногах
вдоль каната, перепрыгивая, его
справа и слева. Игр.упр. «Головой
удерживая мяч». П/и. «Поймай
мяч». Игра в футбол.
2
Ознакомление с
обманными
движениями
2 неделя
2
Ведение с
обманными
движениями
3 неделя
2
Ведение с
Апрель
1 неделя
ударом
4 неделя
2
Ведение с
дальнейшей
передачей мяча
партнеру
Ознакомление с обманными
движениями. Бросание мяча друг
другу и
ловля его после отскока от пола. П/
игры «Не урони мяч», «Мы
веселые ребята - с
мячом». Игра в футбол.
Ведение мяча с обманными
движениями. Передача мяча в
парах.
Эстафета
«Тачка» - один из игроков,
передвигаясь на руках, толкает
перед
собой мяч, другой удерживает его
ноги. П/игра «Отбивка оленей».
М/п игра «Жучок на
спине» – формирование
правильной осанки.
Ведение с ударом по воротам.
Эстафета «Тачка» - один из
игроков,
передвигаясь на руках, толкает
перед собой мяч, другой
удерживает
его ноги. П/игра «Кого назвали –
тот и ловит мяч». Игра в футбол.
Ведение и передача. Бросание мяча
друг другу и ловля его после
отскока от пола. П/ игры «Не
урони мяч», «Мы веселые ребята с
15
1 неделя
Умей нападать,
умей
защищаться
2 неделя
2
3 неделя
2
4 неделя
2
Упрощенная игра Турнир по упрощенной игре 2 на 2,
3на3
Диагностика
Ведение мяча змейкой – 10 м. не
теряя мяча (Ведение мяча
осуществляется
последовательными толчками,
внешней или внутренней стороной
стопы, поочередно то правой, то
левой
ногой);
Диагностика
Удар по воротам – (расстояние 4м,
размеры ворот
– 1 х 2 м). Бросок мяча об стену и
ловля его двумя
руками после отскока.
Май
Итого:
мячом». Игра в футбол.
Беседа: умей нападать, умей
защищаться. Упражнения с
элементами нападения и защиты.
2
72
Методика обучения навыкам владения мячом состоит их трех этапов:
1. Начальный или подготовительный этап. Основной его задачей является
развитие у детей координации движений, умения следить за траекторией полета
мяча, выработки быстрой ответной реакции на летящий мяч. На этом этапе дети
учатся простейшим действиям с мячом.
2. Этап углубленного разучивания. Главная его задача – сделать действия
детей направленными, осознанными. В этот период дети активно знакомятся с
элементами спортивных и подвижных игр с мячом.
3. Этап закрепления и совершенствования (основной). На этом этапе дети
закрепляют полученные знания и навыки владения мячом, используя их в
проведении спортивных игр и эстафет.
При выполнении упражнений с мячами используют следующие
методы:
1. Повторный метод - заключается в многократном выполнении
упражнений при сохранении содержания, величины, характера нагрузки
16
(например, выполнение бросков мяча с одного и того же места определенным
способом).
2. Интервальный метод - предполагает многократное повторение
упражнения при строгой регламентации его продолжительности и пауз отдыха
между повторениями.
3. Вариативный метод - предполагает выполнение одного и того же
упражнения с мячами разного веса и в разных условиях (облегченных,
нормальных и усложненных).
4. Метод сопряженных взаимодействий - основан на взаимосвязи развития
физических качеств и совершенствования двигательных навыков. Для этого
используются специальные упражнения (в частности, с набивными мячами),
направленные на развитие необходимых двигательных качеств при условии их
динамического соответствия биомеханическим особенностям разучиваемых на
занятии двигательных действий (элементов и частей техники конкретного
двигательного действия).
5. Игровой метод - характеризуется постоянным или внезапным
изменением игровых ситуаций при наличии определенного сюжета и конечной
цели. Он может использоваться для избирательного воздействия на отдельные
физические способности занимающихся и комплексного совершенствования их
двигательной активности.
6. Соревновательный метод — это специально организованные состязания
с использованием мячей (малых, больших, набивных), в которых создаются
условия для индивидуальной и командной борьбы. Этот метод может
применяться
при
воспитании
технических
приемов,
для
физических
стимулирования
качеств,
совершенствовании
интереса
и
активизации
занимающихся. При использовании этого метода у занимающихся происходят
самые высокие сдвиги в деятельности систем и функций организма.
17
7. Метод круговой тренировки - предусматривает выполнение серии
упражнений (например, с набивными мячами) на специально подготовленных
местах («станциях»).
Состав упражнений подбирается с расчетом разностороннего воздействия
на различные мышечные группы и физические способности занимающихся.
Содержание программы
1) Техника передвижения игрока:
- ходьба в сочетании с бегом
- бег с изменением направления
- бег с изменением скорости
- бег приставными шагами
- бег спиной вперед
- бег с высоким подниманием бедра
- бег челночный
- защитная стойка
- прыжки на одной и на двух ногах
- прыжки вперед, назад и в стороны
2) Удар по мячу:
- внутренней стороной стопы по неподвижным и катящимся мячам
- удар серединой подъема по неподвижным и катящимся мячам
- удары по неподвижному мячу: после прямолинейного бега; после
зигзагообразного
- прямолинейное ведение и удар
- обводка стоек и удар
3) Остановка мяча:
- остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы
- остановка катящегося мяча подошвой
- остановка мяча катящегося под разным углом
- остановка мяча летящего стопой, бедром
18
4) Ведение мяча:
- ведение внешней стороной подъема
- ведение с разной скоростью и сменой направления
- ведение с обводкой стоек
- ведение с применением обманных движений
- ведение с последующим ударом в цель
- ведение после остановок разными способами
5) Передача мяча:
- передачи, выполняемые разными частями стопы
- передачи короткие и средние
- передача неподвижного мяча
- передача катящегося мяча
6) Тактическая подготовка:
- «Открывание»
- передачи
- ведение и обводка
- удары по воротам
- обманные движения
7) Теоретическая подготовка:
- футбол – одна из самых популярных и любимых игр в мире
- учимся играть в футбол
- умейте нападать, умейте защищать
- простейшие правила игры
- как избежать травматизма
- как достичь положительного результата.
Организационно-педагогические условия
Календарный учебный график
19
№
Основные характеристики
образовательного процесса
1
2
3
4
5
6
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов в учебном году
Начало занятий
Выходные дни
7
8
9
Окончание учебного года
Сроки проведения мониторинга
Режим занятий
36
72
1
36
15.09.25
4 - ноября, 31 декабря - 8 января, 23
февраля, 8 марта, 1 мая, 8-9 мая
31.05.26
сентябрь, май.
2 раза в неделю по 30 минут
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Специализированные учебные помещения: спортивный зал.
Основное учебное оборудование:
- Скамейки гимнастические;
- Гимнастическая стенка.
Основное оснащение:
- мячи разного веса и диаметра (детские резиновые, футбольные);
- фишки;
- конусы-ориентиры;
- обручи;
- наглядные пособия: энциклопедии, альбомы с разными видами
спортивных игр с мячом;
- набивные мячи;
- ворота для футбола;
- гимнастические скамейки;
- дуги, скакалки, веревки средней длины, стойки.
Инструкции
Программа будет выполнена при условии четкого взаимодействия формы
работы, методов, средств обучения и тематическим планированием. Содержание
20
работы
может
корректироваться
в
зависимости
от
индивидуальных
особенностей детей и от творчества педагога.
Кадровое обеспечение.
Педагог
дополнительного
образования
должен
иметь
высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование,
соответствующей профилю детского объединения, без предъявления требований
к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное
образование
и
дополнительное
профессиональное
образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления
требований к стажу работы. К реализации программы допускаются лица,
обучающиеся по образовательным программам высшего образования по
специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения.
Формы аттестации /контроля и оценочные материалы.
1.
Мониторинг в начале учебного года (сентябрь).
2.
Мониторинг в конце учебного года (май).
Способы проверки: опрос, сдача контрольно-переводных нормативов.
Формы подведения итогов реализации программы. Подведение итогов
реализации программы проводится в виде контрольных соревнований и
экзамена. Результат оценивается «зачёт», «не зачёт».
21
Список использованных ресурсов
1.
Веревкин М. П. Мини-футбол на уроке физической культуры. -
М.:Физкультура и спорт, 2006г. -192с.
2.
Бланк Д., Как играют умные футболисты. – Москва: Эксмо, 2020. –
176с.
3. Голомазов С. В., Б. Г. Чирва Футбол. Теоретические основы тренировки
ловли и отражения мячей вратарям. - М.:Физкультура и спорт, 2006г. -158с.
4. Голомазов С. В., Б. Г. Чирва Футбол. Теоретические основы и методика
контроля технического мастерства. - М.:Физкультура и спорт, 2005г. -139с
5. Голомазов С. В., Б. Г. Чирва Футбол. Универсальная техника атаки.
М.:Физкультура и спорт, 2004г. -209с.
6. Голомазов С. В., Чирва Б. Г. Футбол. Теоретические основы
совершенствования точности действия с мячом. М.:Физкультура и спорт, 2006г.
-162с.
7. Голомазов С. В., Чирва Б. Г. Футбол. Методика тренировки. Техники
реализации стандартных положений. - М.:Физкультура и спорт, 2007г. -142с
8. Голомазов С. В., Чирва Б. Г. Футбол. Методика тренировки техники
игры головой. - М.:Физкультура и спорт, 2008г. -125с.
9. Киркендалл, Д., Анатомия футбола. – Минск: Попурри, 2012. – 240с.
10. Перепекин В. Н. Восстановление работоспособности футболистов. М.:
ООО «Изб-во АСТ»: «Изд-во Астрель»,2003.- 526 с.
11. Селуянов В. Н., Сарсания С. К., Сарсания К. С. Физическая подготовка
футболистов Минск:. – Высшей Школы, 2005г.
12.Чарльз Т., Футбол для детей. 101 тренировка для начинающего
футболиста. – Москва : Эксмо, 2018. – 128с.