РП вселенная звуков

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно
правовыми документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных

образовательных

технологий

при

реализации

образовательных программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального 3
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями

по

общеобразовательных

реализации

адаптированных

программ,

дополнительных

способствующих

социально

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
13.

Устав

Муниципального

образовательного

учреждения

Распоряжением

Управления

детского

автономного
сада

образования

№

150,

дошкольного
утвержденный

Администрации

города

Екатеринбурга № 2850/46/36 от 29.12.2021г.
Направленность программы: социально – гуманитарная.
Актуальность. Современное общество предъявляет всё более высокие
требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы,
средства и виды общения. Несмотря на все изменения, общение как главный

способ взаимодействия остаётся востребованным на протяжении всей жизни
человека. Являясь высшей психической функцией, отличающей человека,
сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических
знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения
социального опыта. Высокий уровень развития коммуникативных умений
выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде. Это и
объясняет практическую значимость освоения коммуникативных умений с
раннего детства.
Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного образования определяет целевые ориентиры дошкольного
образования

–

социально-нормативные

возрастные

характеристики

возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного
образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как
самостоятельно формируемая функция, а также включается в качестве
важного компонента в другие целевые ориентиры. Но не только это
определяет необходимость развития с раннего возраста умения общаться.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды
деятельности ребёнка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на
занятиях, на прогулке, при участии в утренниках, спектакля и т.д. зависит
успешность деятельности ребёнка, его приятие сверстниками, авторитет и
статус в детском сообществе. Именно поэтому речевое развитие занимает
важное место в образовательной программе ДОУ.
Воспитанники с условно – возрастной речевой нормой и речевыми
особенностями одинаково нуждаются в качественной подготовке к школе
(обучение грамоте) для успешного перехода на новый образовательный
уровень.
В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного
возраста к овладению грамотой до школы является особо актуальной.
Причинами тому являются возросшие требования школ к будущим
первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой,

которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в
школу.
Букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации
детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика
показывает, что хорошо подготовленные к школе ребята чувствуют себя
более уверенно в адаптационный период и имеют больше перспектив для
успешного обучения в школе.
Отличительной особенностью программы является:
Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме,
недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в
системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к
индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому
возникла необходимость в создании дополнительной образовательной
программы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного
возраста.
За основу построения программы взят исходный принцип системы
дошкольного обучения грамоте Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с
буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период
обучения. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность
языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты,
но и все последующее усвоение языка» (Д.Б. Эльконин). При создании
программы и методики её реализации учитывалось положение Л.С.
Выготского «о ведущей роли обучения», которое является движущей силой
психического развития. Обучение, по мнению Л.С. Выготского, не может
осуществляться без реальной деятельности самого ребенка, поэтому метод
практических заданий является ведущим в данной программе.
Данная Программа основана на общеизвестных трудах Т. Б.
Филичивой, Г. В. Чиркиной, В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко, Н. В.
Нищевой и др. известных авторов.

Адресат общеразвивающей программы:
Программа по подготовке к обучению грамоте «Вселенная звуков»
предназначена для работы с детьми 5–7 лет в дошкольном образовательном
учреждении, это дети старших и подготовительных групп ДОУ.
Возрастные особенности речевого развития детей 5-6 лет.
В возрасте 5 - 6 лет словарный запас ребёнка насчитывает примерно
около 3.000 слов. Дети активно пользуются обобщающими понятиями,
диапазон обобщений увеличивается,

умеют

классифицировать

слова.

Ошибки в произношении звуков, замене слогов встречаются реже (при
условно – возрастной речевой норме). Старший дошкольник почти не делает
грамматических ошибок. Предложения становятся более развёрнутыми, речь
более интонированная и выразительная. Ребёнок умеет управлять силой
голоса.

Объём

запоминаемых

текстов

увеличивается.

Интерес

к

литературным текстам возрастает.
Необходимо отметить, что ДОУ посещают дети с различным уровнем
развития речевой сферы. Часто у воспитанников речевое нарушение
сочетается с неврологической симптоматикой, что свидетельствует о
повреждении, недоразвитии отдельных мозговых структур. Это проявляется,
прежде всего, в нарушении умственной работоспособности, произвольной
деятельности и поведении детей, а также быстрой истощаемости при любых
видах

деятельности,

повышенной

возбудимости,

раздражительности,

двигательной расторможенности и т.д. Все эти факторы провоцируют
стойкиё характер речевых нарушений, которые самостоятельно с развитием и
ростом ребёнка компенсироваться не могут. Речевые расстройства также
оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка,
эмоциональную стабильность, эффективность его развития и обучения.
Учитывая вышеизложенное, необходимо отметить, что педагогический
процесс строится с учётом речевых особенностей детей.
Возрастные особенности речевого развития детей 6-7 лет.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда
могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается
образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и
рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются
наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение,
однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в
этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить
различными влияниями, в том числе и средств массовой информации,
приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться
внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности
время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей
продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй,
лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как
расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом
возрасте.

Дети

начинают

активно

употреблять

обобщающие

существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате
правильно организованной образовательной работы у детей развивается
диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной
к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения
связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети
осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая
идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного
возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного
развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Программа разработана на основе трудов авторов коррекционной
педагогики, поэтому она даёт возможность освоения материала детям с
нарушениями звукопроизношения, даже имеет коррекционное воздействие:
развитие фонематической и лексико – грамматической сторон речи. Она
обеспечивает целостность педагогического процесса по подготовке к
обучению грамоте.

Особенности организации образовательного процесса.
Форма реализации образовательной Программы имеет традиционную
модель,

представляет

собой

линейную последовательность

освоения

содержания Программы в течение учебного года.
Режим

занятий.

Занятия

проводятся

2

раза

в

неделю,

продолжительность – 30 минут (один академический час).
Количество обучающихся в группе: до 6 человек.
Объем программы 72 занятия.
Срок освоения программы составляет 1 год.
Уровень программы: начальная подготовка.
Формы обучения: подгрупповая.
Виды занятий: дидактические игры в различных вариантах, игровые
объяснения, беседы, тренинги, презентации и т.д.
Формы подведения результатов: мониторинг.
Цель и задачи программы
Цель: обеспечение системы комплексного педагогического воздействия,
направленного на выравнивание речевого развития детей и обеспечение их
всестороннего

гармоничного

развития,

обеспечение

психологического

комфорта и ситуации успеха при переходе с одной образовательной ступени
на другую.
Задачи:

1. Овладение

детьми

самостоятельной,

связной,

грамматически

правильной речью и коммуникативными навыками.
2. Знакомство

с

фонематической

системой

русского

языка,

дифференциация понятий, развитие фонематических процессов.
3. Овладение элементами грамоты, подготовка к обучению грамоте в
школе.
4. Формирование психологической базы речи.

5. Формирование психологической готовности к обучению в школе и
обеспечение преемственности со следующей ступенью системы
образования.
Принципы. Реализуемая программа строится на принципе личностно–
развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с
детьми.
Успешность образовательной деятельности в рамках дополнительной
платной услуги учителя - логопеда обеспечивается при реализации
следующих принципов:
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию учителялогопеда,

который

осуществляет

образовательную

деятельность

с

максимальной пользой в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и
развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития каждого
ребёнка, возможностей его освоения новых знаний.
- Гарантированная система комплексного педагогического воздействия по
отношению к воспитаннику с момента заключения и до срока истечения
договора об оказании платных услуг.
Программа дополнительного образования по обучению грамоте детей
является

«открытой» и

предусматривает

вариативность,

интеграцию,

изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Планируемые результаты
- метапредметные результаты – интеллектуальное развитие, развитие
познавательных и коммуникативных навыков, способность их использовать в
познавательной и социальной практике;
- личностные результаты – готовность воспитанника к переходу на
новый образовательный уровень;
- предметные результаты:

1. Развитие психологической базы речи: активизация слуховой памяти,
внимания, развитие мыслительных операций анализа – синтеза,
пространственных представлений.
2. Дифференциация

понятий

«звук»

и

«буква».

Умение

давать

характеристику звукам: гласный – согласный; дифференциация звуков
по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости. Знание некоторых
особенностей звуков русского языка.
3. Сформированность

фонематических

процессов:

фонематического

слуха, восприятия, умение производить звуко – буквенный и слоговой
анализ. Знание понятий «слог», «ударение».
4. Развитие лексико – грамматического строя языка, активизация и
уточнение словаря. Умение правильно использовать словоформы и
образовывать новые слова.
Различение

«коротких»

и

«длинных»

слов,

отличие

слов

от

слова

в

звукосочетаний.
5. Знание

понятия

«предложение».

Умение

посчитать

предложении. Правило оформления предложений на письме.
6. Пересказ текста / составление рассказа по опорным картинкам/ словам
(маркерам).
7. Знание образа буквы, овладение графическим образом букв, написание
(печатание) слов. Овладение графо – моторными навыками и основами
чтения.
8. Мотивация к школьному этапу обучения, умение взаимодействовать в
детском коллективе и со взрослыми.
Содержание общеразвивающей программы
Описание образовательной деятельности Программы.
Программа составлена с учетом реализации меж предметных связей по
направлениям в соответствии с ФГОС ДО:
1.Активизация знаний детей о звуковом строении слова.

2.Закрепление

умения

делить

слова

на

слоги

(части),

называть

последовательность слогов, называть из каких звуков состоит слог, слово.
3.Закрепление знания детей о строении предложения: уметь называть слова с
указанием последовательности, строить схемы предложений.
4. Расширение словарного запаса;
5.Способствование развитию любознательности, познавательной
активности.
6.Планирование свои действия в игровой ситуации, выполнять правила
игры.
7.Продолжение работу по развитию речевого дыхания.
8.Упражнение в составлении букв из палочек, шнуров, лепке букв из
пластилина, вырезании из бумаги, рисовании в воздухе.
Программа состоит из пяти этапов:
I. Добуквенный, звуковой период обучения.
Предшествует знакомству и работе ребенка с буквами. Ребенку показывают,
что речь "строится" из звуков. Взрослый играет с ребенком в звуковые игры,
цель которых - выделение в словах определенных звуков.
II. Звуковой анализ слов.
Ребенка учат определять отдельные звуки в слове, различать твердую и
мягкую пару согласных, выделять ударный гласный звук. Затем учат
выделять все звуки в словах из трех - пяти звуков и фиксировать их с
помощью фишек (кусочков картона, пуговиц, мозаики).
III. Буквенный период обучения.
Ребенка знакомят с алфавитным обозначением звуков с помощью картинной
азбуки, кубиков или выкладывая изображения букв из палочек, рисуя буквы
на снегу или песке, на запотевшем стекле, отыскивая знакомые буквы в
вывесках магазинов и заголовках газет. Все это помогает сделать обучение
ненавязчивым и интересным.
IV. Слоговой период обучения.

На первых порах обучения ребенка слог является основной единицей чтения.
Ребенка учат читать слоги протяжно, как бы "пропевая" их. Это поможет
ребенку избежать "рубленого" слога, который замедляет переход от
слогового чтения к чтению словами.
V. Слияние слогов в слова.
В первую очередь, на этом этапе следует рекомендовать работу со
столбиками слов, имеющих одинаковое начало или конец. Это упражнение
очень хорошо автоматизирует навык чтения и облегчает сам процесс
прочитывания, т.к. относительно новыми для детей в прочитываемых словах
всякий раз оказываются несколько букв, а не все слово целиком.
Основные задачи при работе – развитие звукобуквенного анализа,
развитие фонематического восприятия, подготовка руки к письму –
решаются на протяжении всего учебного года. Предмет изучения – звуки и
буквы русского языка по общепринятым группам (гласные, согласные,
звонкие, глухие согласные). Каждое занятие начинается с изучения звука:
дети учатся выделять из слова, уточняется его произношение, определяется
место звука в слове, одновременно дети знакомятся с графическим
изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый, зеленый
– мягкий согласный звук. Затем детям представляется буква, обозначающая
изучаемый звук.
Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия звук и буква;
звук мы слышим и произносим, букву видим и пишем. Работа по изучению
звука и буквы проводится на каждом занятии, и к концу года у детей
формируется четкое представление о них. Дети учатся писать печатную
букву с использованием образца и ограничения клеткой. Обучение
написанию

букв

позволяет

решать

главную

задачу

–

развитие

звукобуквенного анализа, а также способствует развитию графических
навыков.

В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям
расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые
части.
Все занятия проводятся в доступной игровой форме.
Содержание, игры, упражнения изменяются по мере появления новых
материалов в литературе, новых методик и технологий.
Данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым
анализом, выделять особенности слов, сравнивать, находить правильное
решение. У детей развивается интерес к языку, формируется творческое
мышление, складывается система знаний о языке.
Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в
определенной последовательности:
•

Звуки окружающего мира;

•

Звуки, произносимые человеком (речевые звуки);

•

Гласны звуки;

•

Согласные звуки (без классификации);

•

Согласны твердые и мягкие;

•

Согласные звонкие и глухи.
Параллельно даются понятия:

•

Слово;

•

Слог;

•

Предложение;

•

Заглавная буква;

•

Вопросительное предложение;

•

Ударение.

Для проверки результативности проводится диагностика, результаты
которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных
требований, предъявляемых детям в каждой возрастной группе.

Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации,
диагностические ситуации:
- Проговори скороговорку: У Зины много забот, заболел у зайки живот.
- Назови предметы. Назови первый звук в этих словах. (3)
- Скажи сколько звуков в слове «шар». Назови их.
- Назови в слове «рыба» первый слог, второй.
- Игровые упражнения «Поймай звук», «Поймай словечко».
- Методика «Графический диктант» (автор Д.Б.Эльконин).
Учебный план
Описание форм, способов и методов реализации Программы.
За время обучения формируются умения понимать и выполнять
учебную задачу, а также формируются такие качества, как усидчивость,
терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.
Обучение по данной программе предполагает использование различных
форм, методов и средств, с помощью которых реализуется программа.
Формы организации педагогического процесса:
- специально – организованная деятельность педагога с детьми;
- совместная деятельность взрослого с детьми;
- самостоятельная деятельность детей;
- работа в прописях и тетрадях;
- работа с книгой;
- использование новых технологий.
Основные методы, используемые при реализации программы:
- наглядные - рассматривание картин, наблюдение, демонстрация
видеофильмов,
показ образца задания…
- практические - упражнения, игровой метод, моделирование;
- словесные
художественной

–

рассказы воспитателя, рассказы детей,

чтение

литературы.
Для успешной реализации Программы необходимо:
1.Систематически проводить занятия с детьми.
2. Создать развивающую и эмоционально комфортную среду.
Планирование образовательной деятельности.
Период,
месяц,
недели
I период.
Сентябрь,
недели:
1.
2.
3.
4.
Октябрь,
недели:
1.
2.
3.
4.

Ноябрь,
недели:
1.
2.
3.
4.
II период.
Декабрь,
недели:
1.
2.
3.
4.

Звуки и буквы

Примечания

Обследование
речи детей.
Артикуляционная
гимнастика.
Звук и буква «А».
Звук и буква «У».
Звук и буква «О».

Артикуляционная гимнастика в
картинках. Мимическая зарядка.
Знакомство с понятиями «звук»,
«буква», «слово». Место звука в
слове.

Звук и буква «И».
Звук и буква «Э».
Звук и буква
«Ы». Повторение
всех ГЛАСНЫХ
ЗВУКОВ.

Место звука в слове.
Дедушка Эхо из леса пришёл на
экскурсию. Звука Ы не бывает в
начале слова.
Гласные
поются.
Гласные – красные розочки
атласные.

Звуки П-Пь, б.
«П». Звуки ММь, б. «М» Звуки
Т-Ть, б. «Т».
Звуки Н-Нь, б.
«Н».

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ.
Сказка о том, как Пух и Пятачок
мечтали.
Букварёнок. Миша и Мыша.
Гномы Тим и Том.
Сказка про трёх поросят на новый
лад.

Звуки К-Кь, б.
«К». Звуки Г-Гь,
б. «Г». Звуки ХХь, б. «Х».
Повторение всех
пройденных
звуков.

Характеристики звуков.
Кот и Кит. Путаница.
Сказка про гусёнка Гену.
Сказка про хомячка Хомку.
Новогодняя гирлянда: огонёчки –
звуки, флажки – буквы.

Январь,
недели:
1.
2.
3.
4.
Февраль,
недели:
1.
2.
3.
4.

III период.
Март,
недели:
1.
2.
3.
4.
Апрель,
недели:
1.
2.
3.
4.

Май,
недели:
1.
2.
3.
4.

Каникулы.
Звуки Б-Бь, б.
«Б». Звуки В-Вь,
б. «В». Звуки ФФь, б. «Ф».

Звуки Д-Дь, б.
«Д». Звуки Л-Ль,
б. «Л».
Звук и буква «Й».
Буквы «Е», «Ё»,
«Ю», «Я».

Характеристики звуков.
Из серии «Буквенные сказки» «Бумажная бабочка».
Сказка «Верные друзья».
Сказка «Случай в волшебном
лесу».
Характеристики звуков.
Сказка про дельфинёнка Диди.
Лисёнок Лили гуляет по лесу. /
Лена и белка.
Всего 3 слова со звуком Й в
начале: Йог, Йод, Йогурт.
ГЛАСНЫЕ БУКВЫ ВТОРОГО
РЯДА. Сказка про воробья
Всезнайку – Незнайку.

Звуки С-Сь, б.
«С». Звуки З-Зь,
б. «З».
Звук и буква
«Ш». Звук и
буква «Ж».

Характеристики звуков.
Слон в посудной лавке.
Сказка про Зину, дочку директора
зоопарка.
Кошки, мышки и игрушки.
Сказка «Ёжик – лежебока».

Звук и буква «Ч».
Звук и буква
«Щ». Звук и
буква «Ц».
Звуки Р-Рь, б.
«Р».

Характеристики звуков. Сказки
«Чип – ткач» и «Хомячок –
мечтатель».
Щенок и щётки.
Сказка «Про цыплят». Рассказ
«Пёс Удалец».
Сказка «Разные друзья». Игра
«Рыбалка» (диф. Р-Л).

Повторение
звуков азбуки.
Обогащение
словаря.
Расширение
семантических
полей.
Заключительное
занятие.

Рассказ о России. Стих
«Дедушкин портрет».
Сказка В. Степанова «Бабочка –
капустница».
На основе темы «Школа».
Обобщение и повторение всего
пройденного в различных играх.

Перспективное планирование по периодам
Развитие словаря

Формирование
и
совершенствование
грамматического строя речи
I период

1.Расширение
и
уточнение
запаса
представлений и обеспечение их перехода
из пассивного словаря в активный.
2.Расширение
объёма
правильно
произносимых существительных – названий
предметов, объектов и их частей; названий
природных
явлений
осени.
3.Уточнение значения обобщающий слов,
уточнение
родовых
и
видовых
обобщающих
понятий.
4. Расширение предикативного словаря.
Уточнение
понимания
действий,
выраженных глаголами, образованными
приставочным
способом,
личных
и
возвратных
глаголов.
5.Обогащение словаря относительными
прилагательными
со
значением
соотнесённости с растениями, материалами.
6.Понимание и использование слов –
антонимов.
7.Расширение понимания и активизация в
речи
простых
предлогов.
8.Уточнение понимания и использования в
речи количественных и порядковых
числительных,
указательных
наречий.
9.Закрепление в речи понятия слово.

1.Развитие
навыков
образования
и
практического использования форм ед. и
мн. числа имён существительных, глаголов
настоящего и прошедшего времени.
2.Совершенствование навыка образования и
употребления
существительных
в
косвенных падежах без предлога и с
некоторыми
простыми
предлогами.
3.Совершенствование умения образовывать
и
использовать
существительные
с
уменьшительно
–
ласкательными
суффиксами.
4.Совершенствование навыков образования
и использования приставочных глаголов (с
различными
приставками).
5.Формирование навыка образования и
использования
относительных
прилагательных.
6.Формирование
умения
пользоваться
несклоняемыми
существительными.
7.Совершенствование навыка согласования
и использования в речи прилагательных и
числительных с существительными в роде,
числе
и
падеже.
8.Обучение
составлению
простых
предложений по вопросам, демонстрации
действий, по картине.

Развитие фонетико – фонематической
системы языка и навыков языкового
анализа и синтеза
1.Развитие
просодики:
правильного
речевого дыхания
и длительности
речевого выдоха; ритмичности речи и
интонационной
выразительности.
2.Активизация
движений
речевого
аппарата,
закрепление
правильно
произносимых
звуков.
3.Совершенствование
произносить
короткие и длинные слова, соблюдая их
ритмическую
структуру.
4.Работа над 2-сложными словами с
закрытым слогом, 3-сложными словами с
открытыми
слогами.
5.Закрепление понятия гласный звук,
различение гласных звуков по немой
артикуляции.
6.Формирование умения различать звуки
на
слух.
7.Анализ и синтез прямых и обратных
слогов, слов из трёх звуков (по звуковой
линейке).
8.Обучение грамоте по плану I периода.
Выкладывание
букв
из
палочек,
шнурочков, мозайки. Узнавание букв с
недостающими элементами. Нахождение
букв в ряду с правильно и зеркально
изображенными буквами.

Развитие связной речи и речевого общения
1.Воспитание
активного
произвольного
внимания к речи, умения вслушиваться в
чужую
речь.
2.Совершенствование умения отвечать на
вопросы
кратко
и
полно.
3.Обучение умению составлять рассказ –
описание
по
образцу,
алгоритму.
4.Составление пересказа хорошо знакомых
сказок с помощью педагога со зрительной
опорой.
5.Совершенствование умения «оречевлять»
игровую ситуацию.

Развитие словаря

Формирование
и
совершенствование
грамматического строя речи
II период

1.Формировать внимание к слову, более
точному
его
пониманию;
умение
пользоваться подходящими словами в
данной
ситуации.
2.Дальнейшее
обеспечение
перехода
пассивного словаря в активное пользование.
3.Расширение
объёма
правильно
произносимых существительных – названий
предметов, объектов, их частей, названий
природных
явлений
зимы.
4.Развитие умения группировать предметы
по признакам их соотнесённости и на этой
основе совершенствовать обобщающее
значение слов, формирование обобщающих
родовых
и
видовых
понятий.
5.Дальнейшее расширение глагольного
словаря,
понимания
приставочных
глаголов, возвратных и невозвратных
глаголов.
6.Обогащение
активного
словаря
притяжательными
прилагательными
и
прилагательными
с
ласкательными
суффиксами.
7.Обеспечение понимания и использования
слов
–
антонимов.
8.Расширение понимания и использования
простых предлогов, дифференциация их в
речи.
9.Закрепление в речи притяжательных
местоимений,
указательных
наречий,
количественных
и
порядковых
числительных.
10.Оперирование понятием слово.

1.Дальнейшее обучение образованию форм
ед. и мн. числа существительных, глаголов
наст. и прош. времени ед. и мн. числа.
2.Совершенствование умения образовывать
и
употреблять
существительные
в
косвенных падежах с предлогом и без
предлога.
3.Совершенствовать умение образовывать и
употреблять
существительные
и
прилагательные
с
уменьшительно
–
ласкательными суффиксами и глаголы с
различными
приставками.
4.Совершенствование
образования
и
использования
относительных
и
притяжательных
прилагательных.
5.Умение пользоваться несклоняемыми
существительными.
6.Совершенствование навыка согласования
прилагательных/
числительных
и
существительных в роде, числе и падеже.
7.Совершенствование навыка составления
распространённых простых предложений,
обогащение их определениями.

Развитие фонетико – фонематической
системы языка и навыков языкового
анализа и синтеза
1.Развитие
просодики
речи:
совершенствование
длительности
речевого
выдоха
на
материале
чистоговорок,
потешек
с
автоматизированными
звуками.
2.Воспитание умеренного темпа речи в
играх и свободной речевой деятельности.
3.Совершенствование
интонационной
выразительности в инсценировках, играх
– драматизациях, усиление – ослабление
силы голоса, способность изменять тембр,
соответственно
роли
в
игре.
4.Отрабатывание чёткости дикции на
основе
автоматизации
поставленных
звуков.
5.Дальнейшая коррекция произношения.
6.Активизация
речевого
аппарата,
выработка кинестетических ощущений.
7.Обеспечение
усвоения
3-сложной
слоговой структуры слов с закрытым
слогом.
8.Закрепление понятия слог, выполнение
слогового анализа – синтеза 1,2,3сложных
слов.
9.Закрепление понятия звук: гласный или
согласный, согласный: звонкий / глухой,
твёрдый
/
мягкий.
10.Умение выделять гласные звуки в ряду
звуков,
в
слогах,
словах.
11.Совершенствование навыка анализа –
синтеза прямых и обратных слогов, слов
из
трёх
звуков.
12.Знакомство с буквами по плану II
периода.
13.Выкладывание букв из различных
материалов, разными способами.

Развитие связной речи и речевого общения
1.Совершенствование вслушиваться в чужую
речь,
понимать
её.
2.Вести диалог: задавать и отвечать на
вопросы.
3.Умение составлять рассказ – описание по
предложенному плану о предмете или
объекте.
4.Составление рассказа по серии картинок
или
по
сюжетной
картине.
5.Совершенствование
навыка
пересказа
хорошо знакомых сказок и коротких текстов
со зрительной опорой и с помощью педагога.

Развитие словаря

Формирование
и
совершенствование
грамматического строя речи
III период

1.Расширение понимания смысла слов,
применительно к определённой ситуации.
2.Расширение
объёма
правильно
произносимых существительных – названий
предметов, объектов, их частей, природных
явлений,
связанных
с
весной.
3.Совершенствование
понимания
обобщающего значения слов, продолжение
работы по формированию родовых и
видовых
понятий.
4.Закрепление
навыка
употребления
обиходных глаголов в рамках изученных
лексических тем, приставочных глаголов.
5.Закрепление
навыка
употребления
относительных
и
притяжательных
прилагательных,
прилагательных
с
ласкательными
суффиксами.
6.Обогащение
словаря
антонимами.
7.Формирование
представления
о
многозначности слов на основе усвоения
устойчивых словосочетаний и речевых
конструкций.
8.Продолжение работы по уточнению
понимания значения простых предлогов.
9.Активизация освоенных ранее других
частей речи.

1.Совершенствование умения образовывать
предложно
–
падежные
формы.
2.Умение изменять прилагательные по
родам,
числам
и
падежам.
3.Совершенсвование навыков употребления
приставочных
глаголов,
изменения
глаголов
по
временам
и
числам.
4.Закрепление навыков образования и
употребления
относительных
и
притяжательных
прилагательных,
прилагательных
с
ласкательными
суффиксами.
5.Согласование
прилагательных
с
существительными в роде, числе и падеже;
числительных с существительными в роде и
числе
в
именительном
падеже.
6.Навык употребления простых предлогов и
словосочетания
с
ними.
7.Навык
составления
простых
распространённых предложений из 6 – 7
слов.
8.Учить считать слова в предложении.
9.Составлять сравнительные предложения с
противительным
союзом
а
.
10.Обучение
составлению
сложных
предложений, в которых прослеживаются
причинно – следственные связи.

Развитие фонетико – фонематической
системы языка и навыков языкового
анализа и синтеза
1.Развитие
просодики:
длительности
речевого выдоха на основе текстов стихов
с
отработанными
звуками.
2.Совершениствование
интонационной
выразительности,
чёткости
дикции.
3.Закрепление правильного произношения
звуков.
4.Активизация
речевого
аппарата,
выработка кинестетических ощущений.
5.Постановка
дефектных
звуков.
6.Работа по усвоению звукослоговой
структуры слова, 3-сложных слов со
стечением
согласных,
практическое
использование
таких
слов
в
предложениях.
7.Закрепление понятия слог, анализ –
синтез
1,2,
3-сложных
слов.
8.Формирование
умения
слышать
искомый звук в словах, определять его
место
в
слове.
9.Умение подбирать слова на заданный
звук.
10.Навык анализа – синтеза закрытых и
открытых слогов, слов из трёх звуков.
11.Ознакомление с буквами по плану III
периода.
12.Составление букв из различных
материалов
разными
способами.
13.Нахождение букв среди правильно и
зеркально изображённых.

Развитие связной речи и речевого общения
1.Развитие диалогической и монологической
форм речи. Стимулирование собственных
высказываний
детей.
2.Составление
рассказов
–
описаний,
рассказов – загадок, по серии картин, по
сюжетной
картине.
3.Формирование
умения
отражать
логическую
связь
и
эмоциональную
последовательность событий в рассказе.
4.Навык пересказа знакомых сказок и
коротких
рассказов.
5.Формирование умения правильно передать
речью свои чувства и чувства других людей.
Эмоционально
правильно
понимать
персонажей произведения.

Взаимодействие с педагогическим коллективом и семьями
воспитанников.
В ходе комплексной образовательной подготовки воспитанников к
школьному этапу обучения (обучение грамоте) педагог ведёт активную
консультационную работу.
Она включает в себя:
1. Консультацию родителей (либо законных представителей) ребёнка, в ходе
которой определяется социальный запрос, обоснование оказания
дополнительной платной услуги, разъяснения учителя – логопеда (при
необходимости).

2. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей с нарушениями речи по вопросам в зоне
профессиональной компетентности учителя - логопеда.
3. Активное взаимодействие с педагогическим коллективом ДОУ
(воспитателями) для повышения эффективности образовательного процесса в
целом.
Условия реализации программы
Особенности предметно – развивающей пространственной среды.
Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно
выделить несколько основных зон:
1. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.
Она представлена шкафами и стеллажами и содержит следующие разделы:
- Материалы по обследованию речи детей.
- Методическая литература по коррекции речи детей, по подготовке к
обучению грамоте детей с нарушениями речи.
- Учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда.
- Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в
коробках, пластиковых контейнерах, папках и конвертах) по разделам:
* развитие звукопроизношения и фонематического восприятия;
* развитие артикуляционной моторики, дыхания и фонематического слуха;
* подготовка к обучению грамоте;
* формирование лексико-грамматической стороны речи;
* развитие познавательных процессов;
* развитие зрительного восприятия;
* развитие пространственной ориентировки;
* развитие мелкой моторики.
2. Информационная зона для педагогов и родителей.
Она расположена на стендах «Советы логопеда»: в коридоре, в групповых
приемных обновляется регулярно. В логопедическом кабинете имеется
подборка популярных сведений о развитии и коррекции речи детей.
3. Зона индивидуальной коррекции речи.

Здесь располагаются зеркало и рабочий стол, за которым проходит
индивидуальная коррекционная работа.
Материально-техническое обеспечение
1. Стол письменный.
2. Стул взрослый.
3. Столы детские.
4. Стулья детские.
5. Зеркало настенное.
4. Доска магнитная настенная
5. Шкафы для дидактических пособий и литературы.
6. Шкаф одёжный.
7. Оснащение предметно – пространственной развивающей среды различным
материалом разной направленности:
1).Документация кабинета учителя – логопеда с учётом требований ФГОС.
2). Для диагностического обследования речи детей разного возраста.
3). Для обследования и развития психологической базы речи детей.
4). Картинный материал:
* небольшого формата для индивидуальной работы;
* большого формата для подгрупповой работы;
* сюжетные картинки;
* комплекты сюжетных и предметных картинок для составления пересказа;
* серии сюжетных картинок;
* картинный материал для составления предложений;
* картинки – схемы различной направленности;
* игровой дидактический картинный материал;
* подборка картинного материала по лексическим темам;
* подборка картинного материала в алфавитном порядке;

* картинки, направленные на коррекцию и уточнение лексико –
грамматического строя речи;
* картинки для исправления нарушений слоговой структуры слова;
* картинный материал для устранения неверного звукопроизношения;
* картинки для коррекции фонетико – фонематической системы языка;
* для развития связной речи;
* артикуляционная гимнастика в картинках (различные варианты);
* для знакомства с буквами;
* для развития психологической базы речи;
* для развития мелкой моторики пальцев рук;
* для развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки;
* зрительная гимнастика, физ. минутки, упражнения.
8. Дидактические игры и пособия разноплановой развивающей
направленности.
Для развития:
- психологической базы речи;
- артикуляционного праксиса;
- мимического праксиса;
- выработки правильного дыхания;
- постановки, автоматизации и дифференциации различных звуков;
- фонематических процессов;
- правильной слоговой структуры слова;
- чувства ритма и метричности;
- накопления и уточнения словаря;
- коррекции грамматического строя речи;
- связной речи.
9. Развивающие материалы разной направленности:
* Коврограф и комплект разрезного материала к нему.
* Наборное полотно.

* Пальчиковые игры.
* Нетрадиционные материалы для развития мелкой моторики.
* Деревянные и мягкие пазлы.
* Куб – пазл – трансформер.
* Деревянная «гусеница».
* Подвесные модули для развития физиологического дыхания.
* Нетрадиционные материалы для развития воздушной струи.
* Эспандеры, шарики су – джок, массажные мячики.
10. Многофункциональные пособия большого формата.
11. Схемы.
12. Фланелеграф.
13. Игры, игрушки.
14. Картотека тематического наглядного материала.
15. Детские тетради.
16. Канцелярия для рисования и письма.
17. Ноутбук
18. Набор дисков и флеш-карт с развивающим материалом.
19. Методическая литература.
Организационно-педагогические условия
Календарный учебный график
№

Основные характеристики
образовательного процесса

1
2
3
4
5
6

Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов в учебном году
Начало занятий
Выходные дни

7
8
9

Окончание учебного года
Сроки проведения мониторинга
Режим занятий

36
72
1
36
15.09.25
4 - ноября, 31 декабря - 8 января, 23
февраля, 8 марта, 1 мая, 8-9 мая
31.05.26
сентябрь, май.
2 раза в неделю по 30 минут

Кадровое обеспечение.
Педагог
дополнительного
образования
профессиональное образование.

должен

иметь

Формы аттестации /контроля и оценочные материалы.
1.

Мониторинг в начале учебного года (сентябрь).

2.

Мониторинг в конце учебного года (май).

высшее

Список использованных ресурсов
1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных
образовательных

учреждений

компенсирующего

вида

для

детей

с

нарушениями речи. Коррекция нарушений речи.– М.: Просвещение,2009.271с.
2. Аганович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и
родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у
дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
3. Арефьева Л.Н.// Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.:
Сфера, 2008
4. Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с
приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001.
5. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996.
6. Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования
техники чтения, Москва: Издатшкола 2000.
7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Индивидуально - подгрупповая работа
с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические
занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998.
9. Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера,
2001.
10. Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: Просвещение, 1997.
11. Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008.
12. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.
13. Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.:
Гном-пресс, 1999.
14. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Коррекционное обучение и
воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.
15. Е.В. Кузнецова, Е.В. Тихонова //Ступеньки к школе. Обучение грамоте
детей с нарушениями речи: Конспекты занятий.-М.: ТЦ «Сфера», 1999.

16. С.П Цуканова, Л.Л Бетц //учим ребёнка говорить и читать . Конспекты
занятий по развитию Фонематической стороны речи и обучению грамоте
детей старшего дошкольного возраста-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
17. Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для
логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.
18. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителемлогопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые
нарушения речи. – СПб,2002
19. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические
занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.:
Гном-Пресс, 1999.
20. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном
образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
21. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного
возраста

с

фонетико-фонематическим

недоразвитием.

Программа

и

методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения
компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.
Литература, рекомендованная родителям.
1. Богомолова

А.И.

Нарушение

произношения

у

детей.

—

С-Пб.:

Библиополис, 1994.
2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991.
3. Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
4. Козырева Л.М. Тетрадь для логопедических занятий / Л.М. Козырева; Ярославль: Академия развития, 2006 (№1-№7)
5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей.
Комплект из 4 альбомов. – М. ГНОМ и Д, 2007.
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая
гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М. ГНОМ и Д, 2008.

7. Крупенчук

О.И.,

Воробьёва

Т.А

Логопедические

упражнения:

Артикуляционная гимнастика. – С-Пб.: Литера, 2007.
8. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: 2006.
9. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия развития,
1996.
10. Павлова Л.Н., Теречева М.Н.Дидактический материал для коррекции
нарушений звукопроизношения гласные и свистящие. – С-Пб.: 2004.
11. Пименова Т.И. Новые скороговорки на все звуки. – С-Пб.: 2007.
12. Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения
у школьников. – М.: 1980.
13. Смирнова Л.Н. Логопедия играем со звуками. - М.: 2005.
14. Успенская Л.П., Успенский М.Б.Учитесь правильно говорить. - М.:
Просвещение, 1991.
15. Ткаченко Т.А. Звуковой анализ и синтез. М.: Книголюб, 2007.
16. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к
обучению грамоте. М.: Книголюб, 2000.
17. Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. М.: Книголюб,
2005.
18. Теремкова Н.Э. Домашние логопедические задания для детей с ОНР. М.:
Гном,

200


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».