ДООП Развивашки для малышки

Содержание
1. Основные характеристики.
1.1. Пояснительная записка ……………… ………………………………………………3
1.2. Цель, задачи и основные принципы программы ………………...…………….……..5
1.3. Планируемые результаты ………………………………………………………………5
2. Содержательный раздел.
2.1. Описание образовательной деятельности Программы…………..................................6
2.2. Описание форм, способов и методов реализации Программы……………………….7
2.3. Планирование и описание образовательной деятельности ………………...………...7
2.2. Взаимодействие с педагогическим коллективом и семьями воспитанников ……....23
3. Организационный раздел.
3.1. Особенности предметно – развивающей пространственной среды………………..23
3.2. Материально – техническое обеспечение……………………………………..……..24
3.3. Организационно-педагогические условия……………………………………………24
4. Литература.
4.1. Нормативные документы ……………………………………………………………. 25
4.2. Методическая литература……………………………………………………………..25
4.3. Литература, рекомендованная родителям……………………………………………26

1

1. Основные характеристики.
1.1. Пояснительная записка.
Разработанная Программа направлена на:
- развитие речевой сферы воспитанника ДОУ в младшем дошкольном возрасте;
- развитие психологической базы речи каждого ребёнка;
- пропедевтику нарушений речи воспитанников в мдадшем дошкольном возрасте;
- развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира.
Таким образом, можно сказать, что данная Программа имеет социально – гуманитарную
направленность.
Актуальность Программы объясняется следующей позицией.
В последнее время специалисты ДОУ повсеместно сталкиваются с проблемой большого
количества детей с речевыми нарушениями. Воспитание правильной и чистой детской речи одна из важных задач в общей системе работы по родному языку. Осознавать значимость и
серьезность проблемы воспитания чистой речи должны и педагоги, и родители. Без
формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться
строить отношения с окружающим миром.
При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается
к 5-6 годам. В силу различных причин этот процесс затягивается. Анализ мониторинга
позволяет утверждать, что в младших группах детского сада большое количество детей либо
не умеют разговаривать, либо речь дошкольников малопонятна для окружающих: звуки не
произносятся или искажаются, пропускаются или заменяются другими.
Доказано известными теоретиками и практиками (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В.
Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и
др.), что речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.
Нарушение произносительной стороны речи требует специальной помощи. И, как известно,
чем раньше начата коррекция или профилактика, тем эффективнее результат в формировании
родной речи у дошкольников. Практическая и систематическая работа в этом направлении
способствует актуализации внутренних ресурсов в развитии ребенка, позволяет включить
механизм самокоррекции, что благотворно влияет на общее развитие и совершенствование
речи детей в целом.
Дополнительная работа в этом направлении дает возможность формировать правильное
звукопроизношение, развивать речевое дыхание и фонематический слух, воспитывать
звуковую культуру речи.
Только при наличии достаточно сформированной и развитой речевой сферы младшего
дошкольника, соответственно его возрасту, есть возможность правильного и полноценного
познания окружающего мира, усвоения классической родной литературы, полноценной социо
– культурной социализации в современном мире.
Отличительные особенности Программы.
Актуальность, рациональность и отличительная особенность Программы дополнительной
работы в речевом развитии ребенка младшего дошкольного возраста определена системой
профилактики нарушений в звукопроизношении, обеспечивающих активизацию речевой
деятельности детей путем внедрения специальных условий и использования логопедических
технологий (артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, игры на формирование
фонематического восприятия и т.д.).
Благодаря подаче материала через призму лексико-семантического планирования на
предлагаемых дополнительных занятиях дети не только совершенствуют речь, но и
знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии.
Рекомендованный принцип подхода обусловлен следующими факторами:
2

- еженедельное изучение выбранной предложенной темы проецируется в звуковую культуру,
способствует свободному усвоению звука детьми на игровом материале в заданном
семантическом поле;
- выбор лексического планирования позволяет синтезировать речевые процессы на всех
уровнях (лексика, звуковая культура, грамматика, фонетика, связная речь) в целостный
комплекс. Формирование звуковой культуры реализуется в едином речевом пространстве;
- разнообразные виды игровых форм и способов усвоения звука в фонетико-семантическом
планировании обусловлены особенностями в развитии дошкольного детства (Игра – ведущий
вид деятельности). Через игру дети легко усваивают звуковой и лексический материал.
Адресат Программы.
Программа развития речи и интеллекта «Развивашки для малышки» предназначена для
работы с детьми 3 - 4 лет в дошкольном образовательном учреждении, это дети младших и
средних групп ДОУ.
Возрастные особенности речевого развития детей 3 - 4 лет.
На данном возрастном уровне (3 – 4 года) происходит активное интеллектуальное развитие,
формируется характер, эмоции, речь. Ребёнок учится активно взаимодействовать с
окружающим миром, наступает стадия «активного говорения», формируется вопросительная
конструкция (возраст «почемучки»). Повышается познавательная активность.
Интенсивный рост словаря, усложнение речевых конструкций, активное словотворчество.
Могут появляться рифмы. Речь отличается ситуативностью.
Активный словарь может составлять около 1500 – 2000 слов, которые не всегда правильные
по звукопроизношению. Но из произношения постепенно уходит смягчение. Фраза состоит из
3 – 4 слов. К 4-м годам предложение распространяется, нарастают семантические поля. Дети
пока не могут самостоятельно пересказать прочитанное или увиденное, но могут описать
некоторые предметы. Появляется интонационная выразительность и копирование оттенков
речи. Доступна регулировка темпа и громкости речи.
Если у ребёнка в данном возрасте появляется монотонность в речи, невнятность, быстрая,
рваная или растянутая речь, неоформленная, обрывистая фраза, а также нарушения развития
со стороны моторной сферы, то это может быть поводом обратиться к специалистам
(логопеду, неврологу) для исключения речевых и неврологических проблем.
Данная программа рассчитана на пропедевтическую помощь детям 3 – 4 лет с разным
уровнем речевого развития.
Режим занятий.
Продолжительность одного занятия – 20 минут.
Общее количество занятий в неделю – 2.
Объем Программы – 72 занятия.
Срок освоения – 1 учебный год.
Особенности организации образовательного процесса.
Форма реализации образовательной Программы имеет традиционную модель,
представляет собой линейную последовательность освоения содержания Программы в
течение учебного года.
Форма обучения – подгрупповая.
Обучение младших дошкольников осуществляется по 7 – 10 человек.
Занятия проводятся два раза в неделю:
- на первом - предлагаются упражнения в планируемой лексической тематике, развитие
моторики речевого аппарата, фонематического восприятия и речевого дыхания;
- на втором занятии - закрепление артикуляции изучаемого звука, развитие и формирование
темпа речи, силы голоса и высоты, пальчиковые игры и координация речи с движением,
соответственно лексической теме.
3

Каждой неделе соответствует своя лексическая тема (два занятия), в месяц – четыре темы (8
занятий), в конце каждого месяца 1 итоговое занятие (повторение).
На занятиях используются дидактические игры в различных вариантах, игровые объяснения,
беседы, тренинги, презентации и т.д.
1.2. Цель и задачи, принципы Программы.
Целью Программы дополнительного образования «Развивашки для малышки» является как
профилактика нарушений произношения у детей младшего дошкольного возраста, воспитание
звуковой культуры речи, так и помощь ребёнку в развитии всех сторон речевой сферы,
обогащение его представлений об окружающем звучащем мире.
Задачи Программы.
-формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции;
- развивать мелкую и артикуляционную моторику;
-способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;
- развивать фонематические представления и навыки;
- воспитывать правильное произношение;
- развивать лексико-грамматические навыки речи младших дошкольников.
Принципы Программы.
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей
и возможностей ребенка;
- принцип систематичности (соблюдение последовательности и систематичности в подборе
материала и непрерывность, и регулярность организации);
- игровой характер занятий и упражнений (свободный, непроизвольный);
- принцип комплексности (использование разных видов упражнений и деятельности);
- принцип наглядности.
1.3. Планируемые результаты.
-метапредметные результаты – интеллектуальное развитие, развитие познавательных и
коммуникативных навыков, способность их использовать в познавательной и социальной
практике;
-личностные результаты – развитие речевой сферы в целом, развитие интереса к
окружающему миру и звукам вокруг, повышение мотивации к общению;
-предметные результаты:
1. Развитие психологической базы речи: активизация слуховой памяти, внимания,
развитие мыслительных операций, развитие пространственных представлений.
2. Развитие артикуляционного праксиса, кинестетических ощущений. Овладение
базовыми артикуляционными упражнениями, способствующими формированию
правильного произношения более поздних (сложных) звуков в онтогенезе.
3. Освоение правильного речевого дыхания. Дифференциация силы голоса и его
эмоциональной окраски.
4. Улучшение звукопроизносительной стороны речи.
5. Развитие моторной сферы, координации движений, пространственной ориентировки.
Освоение физ. пауз, сочетающих в себе повторение движений под музыкальное
сопровождение.
2. Содержание Программы.
2.1. Описание образовательной деятельности Программы.

4

Дополнительная работа по Программе дает возможность формировать правильное
звукопроизношение, развивать речевое дыхание и фонематический слух, воспитывать
звуковую культуру речи.
Для этого следует выполнять специальные упражнения для артикуляционных органов и
мышц лица – артикуляционную гимнастику. Укрепление мышц артикуляционного аппарата
способствует подвижности и выработки дифференцированных движений органов,
направленных на развитие звукопроизношения. Кроме того, для формирования правильной
речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:
1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
(Современными исследованиями было доказано, что уровень развития речи детей находится
в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие
тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Выполняя
пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики
рук, которая
не только
оказывает
благоприятное
влияние
на развитие
речи,
но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую
подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит
приобретение навыков письма.)
2. Формирование правильного речевого дыхания.
(Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного
тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому
количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание
обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность
речи.
3. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
(Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При
несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает,
повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал - что-то точно, а что-то очень
приблизительно. Профилактическая работа по формированию фонематического слуха
способствует развитию когнитивных функций, языкового чутья, который осуществляет не
только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью, являясь важнейшим
стимулом формирования нормального произношения).
Таким образом, используя в практической деятельности разные средства формирования
правильного звукопроизношения – артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, речевое
дыхание, упражнения на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия,
коммуникативные нарушения у младших дошкольников значительно сокращаются. В связи с
этим, дополнительная работа по воспитанию звуковой культуры речи является
профилактической, эффективной и необходимой в современных условиях развития младших
дошкольников.

2.2. Формы, способы и метода реализации.
Данная программа составлена с учётом и использованием современных методик в области
правильного дыхания, развития мелкой моторики, обеспечивающей двигательные функции
руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи
дошкольников.
Материал
- по звукопроизношению (см. Приложение) в программе располагается от гласных – к
согласным,
- по лексическому планированию – тематические недели,
5

- по разделам в воспитании звуковой культуры –
1. моторика речевого аппарата,
2. Речевой слух. Слуховое восприятие. Фонематический слух.
3. Речевое дыхание.
4. Закрепление артикуляции звука.
5. Правильный темп речи, сила голоса, высота, тембр.
6. Интонационная выразительность.
7. Координация речи с движением, мелкая моторика.
Основными приемами работы.
- звукоподражание голосам животных;
- звукоподражание звучанию музыкальных инструментов;
- сопряженное и отраженное повторение приговорок;
- упражнения на называние и договаривание слогов и слов;
- игры и упражнения на произношение определенных групп звуков.
Таким образом, правильное усвоение норм произношения данных звуков способствует
развитию и укреплению мышц речевого аппарата, что в конечном результате положительно
сказывается на формировании общеречевых навыков в соответствии с особенностями данного
возраста.
2.3. Планирование образовательной деятельности.
Усвоение норм правильного произношения звука проводится в три этапа: подготовка
артикуляционного аппарата, уточнение, закрепление. В планировании учитывается тематика
недели, усвоение звука и направление работы по звуковой культуре речи в младшей
группе. Например, месяц – октябрь, 1 неделя (первое занятие), тема «Игры и игрушки», звук
А, раздел первый – «Моторика речевого аппарата» (упражнения для щек «Весёлый мяч»,
«Робот», для нижней челюсти – «Покажи Айболиту горлышко», «Лодочку качает на
волнах», для языка: «Лопатка!», «Качели», «Лошадка»); раздел второй - «Речевой слух.
Слуховое восприятие. Фонематический слух» (игра «Чудесный мешочек»), раздел третий –
«Закрепление артикуляции звука» (игра «Кормление куклы»).
На каждую неделю разработана таблица с указанием разделов и приемов работы, на
усвоение звука отводится 2-3 недели. Специалисту не следует забывать, что правильное
формирование звуков раннего онтогенеза на этом возрастном этапе способствует
возникновению более сложных звуков (с правильной артикуляцией) позднего онтогенеза в
дальнейшем. Усвоение звуков осуществляется в следующей последовательности: А, У, И, О,
Э, М, П, Б, Ф, В.
Закрепление произношения каждого звука выполняет свою важную функцию в развитии
артикуляционной моторики. Эффективность тренировки звуков в младшей группе
представлена в следующей таблице.
Звук А
Тренировка
основных
движений языка, губ и
нижней челюсти.

Звуки И,Э Звуки О,У
Тренировка Выдвижение
движений
губ
губ

Звуки М,П,Б
Умение
плотно, но без
напряжения
смыкать губы

Звуки В,Ф
Выработка
подвижности нижней
губы

6

Учебно-тематический план.
№

тема

1

«Детский
сад»,
знакомство
с
органами
артикуляционного
аппарата.

2

3

4

5

раздел

1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.
«Детский
сад», 4.
Закрепление
знакомство
с артикуляции звука.
органами
5. Правильный темп
артикуляционного речи, сила голоса,
аппарата.
высота.
6.
Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
Повторение.
1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.
4.
Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6.
Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
«Игры и
1. Моторика речевого
игрушки», звук А. аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.
«Игры и
4. Закрепление
игрушки», звук А. артикуляции звука.

реализация

Количество
часов, месяц

Знакомство детей с основными 1,
органами
артикуляционного сентябрь,
аппарата.
III неделя
Игра «Чудесный мешочек».
Упражнение «Чей пароход лучше
гудит?»
Игра «Кормление птенцов».
Игра «Позови друга».
Игра «Я с игрушками играю…».

1,
сентябрь,
IV неделя

Упражнения для щек «Весёлый 1,
мяч», «Робот». Для нижней сентябрь,
челюсти:
«Покажи IV неделя
Айболиту горлышко», «Лодочку
качает на волнах». Для языка:
«Лопатка», «Качели», «Лошадка»,
«Вкусное варенье», «Белка».
Игра «Чудесный мешочек».
Упражнение «Чей пароход лучше
гудит?»
Игра «Позови друга».
Игра «Я с игрушками играю…».

Упражнения для щек «Весёлый
мяч», «Робот». Для нижней
челюсти: «Покажи
Айболиту горлышко», «Лодочку
качает на волнах». Для языка:
«Лопатка», «Качели», «Лошадка».
Игра «Чудесный мешочек».
Упражнение «Весёлый клоун».
Игра «Кормление куклы».
Игра «Успокой куклу».

1,
октябрь,
I неделя

1,
октябрь,
I неделя
7

6

«Осень», звук А.

7

«Осень», звук А.

8

«Фрукты», звук
У.

9

«Фрукты», звук
У.

10

«Овощи», звук У.

5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.
4. Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.
4. Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.

Игра «Посмотри на картинку и
спой песенку».

Упражнения для щек «Весёлый
мяч», «Робот». Для нижней
челюсти: «Покажи
Айболиту горлышко», «Лодочку
качает на волнах». Для языка:
«Лопатка», «Качели», «Лошадка»,
«Вкусное варенье», «Белка».
Игра «Звуки осени».
Упражнение «Осенние листочки».
Игра «Дует ветерок».
Игра «Листья падают в саду»
(«Три медведя»).
Игра «Листья».

1,
октябрь,
II неделя

Упражнения для губ: «Трубочка»,
«Хоботок». Для языка: «Лопатка»,
«Качели», «Вкусное варенье»,
«Лошадка», «Часики».
Игра «Найди фрукт по звуку».
Упражнение «Заиграет дудочка».

1,
октябрь,
III неделя

Игра «Доскажи чистоговорки».
Игра «Фрукты выросли в саду»
(«Три медведя»).
Игра «Компот».

1,
октябрь,
III неделя

Для губ: «Трубочка», «Хоботок».
Для языка: «Лопатка», «Качели»,
«Вкусное варенье», «Лошадка»,
«Чашечка», «Иголочка».
Игра «Доскажи словечко».
Упражнение «Вертушки».

1,
октябрь,
IV неделя

1,
октябрь,
II неделя

8

11

«Овощи», звук У.

12

Звуки А, У.
Повторение.

13

«Ягоды и грибы»,
звук У.

14

«Ягоды и грибы»,
звук У.

15

«Деревья», звук
И.

4. Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.
4. Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.
4. Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.

Игра «Повтори чистоговорки».
1,
Игра «Собираем овощи в машину». октябрь,
Игра «Посмотри на картинку и
IV неделя
спой песенку».

Для губ: «Трубочка», «Хоботок».
1,
Для языка: «Лопатка», «Качели»,
октябрь
«Вкусное варенье», «Лошадка»,
«Чашечка», «Иголочка».
Игра «Доскажи словечко».
Упражнение «Вертушки».
Игра «Повтори чистоговорки».
Игра «Собираем овощи в машину».
Игра «Посмотри на картинку и
спой песенку».

Для губ: «Трубочка», «Лягушки»
Для языка: «Лопатка», «Качели»,
«Вкусное варенье», «Лошадка»,
«Чашечка», «Иголочка», «Грибок».
Игра «Кто потерялся в лесу?»
Игра «Мы шагаем по лесу»

1,
ноябрь,
I неделя

Игра «Повтори чистоговорки»
Игра «Эхо».
Игра «Лесные подарки».

1,
ноябрь,
I неделя

Для губ: «Улыбка», «Забор»,
«Трубочка».
Для языка: «Лопатка», «Качели»,
«Вкусное варенье», «Лошадка»,
«Чашечка», «Иголочка», «Грибок».
Игра «Найди «неправильное»
слово».

1,
ноябрь,
II неделя

9

16

«Деревья», звук
И.

17

«Посуда», звук и.

18

«Посуда», звук И.

19

«Мебель», звук И.

20

«Мебель», звук И.

21

Звуки У, И.
Повторение.

4. Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.
4. Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.
4. Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.

Упражнение «Деревья качаются в
лесу».
Игра «Кто умеет улыбаться?»
Игра «Доскажи чистоговорку».
Игра «Кто как кричит в лесу?»

1,
ноябрь, I
I неделя

Для языка: «Лопатка», «Качели»,
«Вкусное варенье», «Лошадка»,
«Чашечка», «Иголочка», «Грибок».
«Спрячь конфетку», «Месим
тесто».
Игра «Угадай, чьи это звуки».
Игра «Винни Пух ищет мёд»

1,
ноябрь,
III неделя

Игра «Песенки посуды».
Упражнение «Самовар и блюдца».
Игра «Помощники».

1,
ноябрь,
III неделя

Для губ: «Улыбка», «Забор»,
«Бублик»
Для языка: «Лопатка», «Качели»,
«Вкусное варенье», «Лошадка»,
«Чашечка», «Иголочка», «Грибок»,
«Спрячь конфетку»,
«Месим тесто».
Игра «Доскажи словечко».
Упражнение «Ямка – бугорок».
Игра «Доскажи чистоговорку».
Игра «Папа передвигает мебель».
Игра «Стул».

1,
ноябрь,
IV неделя

Для губ: «Улыбка», «Забор»,
«Бублик»
Для языка: «Лопатка», «Качели»,
«Вкусное варенье», «Лошадка»,

1,
ноябрь

1,
ноябрь,
IV неделя

10

22

«Зима», звук И.

23

«Зима», звук И.

24

«Зимние забавы»,
звук О.

25

«Зимние забавы»,
звук О.

26

«Зимующие
птицы», звук О.

Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.
4. Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.
4. Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.
4. Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое

«Чашечка», «Иголочка», «Грибок»,
«Спрячь конфетку»,
«Месим тесто».
Игра «Доскажи словечко».
Упражнение «Ямка – бугорок».
Игра «Доскажи чистоговорку».
Игра «Папа передвигает мебель».
Игра «Стул».

Для губ: «Улыбка»- «Хоботок»,
«Забор»- «Трубочка»
Для языка:, «Вкусное варенье»,
«Лошадка», «Чашечка», «Иголочка»,
«Грибок».
«Спрячь конфетку»,
«Месим тесто».
Игра «Покажи и назови».
Упражнение «Снежинка».
Игра «Мишки катятся с горы».
Упражнение «Кружатся снежинки,
белые пушинки».
Игра «Пришла снежная зима».

1,
декабрь,
I неделя

Для губ: «Улыбка»- «Хоботок»,
«Забор»- «Трубочка», «Бублик».
Для языка: «Вкусное варенье»,
«Лошадка», «Чашечка», «Иголочка»,
«Грибок»,«Спрячь конфетку»,
«Месим тесто».
Игра «»Лыжи, санки и коньки».
Упражнение «Сделаем сугроб».
Упражнение «Губы круглые, как
бублик».
Игра «Вот как мы умеем».
Игра «Лепим мы снежки».

1,
декабрь,
II неделя

Для губ: «Улыбка»- «Хоботок»,
«Забор»- «Трубочка», «Бублик».
Для языка: «Змейка», «Дятел»,
«Чашечка», «Иголочка», «Грибок».

1,
декабрь,
III неделя

1,
декабрь,
I неделя

1,
декабрь,
I неделя

11

восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.
27

«Зимующие
птицы», звук О.

28

«Новый год»,
звук О.

29

«Новый год»,
звук О.

30

Звуки И, О.
Повторение.

31

«Домашние
животные», звук
Э.

4. Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.
4. Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.
4. Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
1. Моторика речевого
аппарата.

«Спрячь конфетку»,
«Месим тесто».
Игра «Назови неправильное
слово».
Упражнение «Отогреем птичку».
Игра «Доскажи чистоговорку».
Игра «Птички щебечут».
Игра «Снегири».

1,
декабрь,
III неделя

Для губ: «Улыбка»- «Хоботок»,
«Забор»- «Трубочка», «Бублик».
Для языка:, «Змейка», «Дятел»,
«Маляр», «Часики»,
«Мячик»,«Блинчик», «Бегемотик».
Игра «Медведь».
Игра «Наденем на ёлочку снежный
наряд».
Игра «Украсим ёлочку».
Игра «Поздравляю с Новым
годом!»
Игра «Наряжаем ёлку».

1,
декабрь,
IV неделя

Для губ: «Улыбка»- «Хоботок»,
«Забор»- «Трубочка», «Бублик».
Для языка:, «Змейка», «Дятел»,
«Маляр», «Часики»,
«Мячик»,«Блинчик»,
«Бегемотик».
Игра «Медведь».
Игра «Наденем на ёлочку снежный
наряд».
Игра «Украсим ёлочку».
Игра «Поздравляю с Новым
годом!»
Игра «Наряжаем ёлку».

1,
декабрь

Для языка: «Часики»,

1,
январь,
III неделя

1,
декабрь,
IV неделя

12

2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.

32

«Домашние
животные». Звук
Э.

33

«Домашние
птицы», звук Э.

34

«Домашние
птицы», звук Э.

35

Звук Э.
Повторение.

4. Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.
4. Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.
4. Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.

«Чистим зубки», «Киса сердится»,
«Змейка», «Дятел», «Качели»,
«Индюк», «Грибок»,
«Спрячь конфетку»,
«Вкусное варенье».
Игра «Кто как кричит?»
Игра «Лошадки» (повторение –
звук И.)
Игра «Кто умеет беззвучно
смеяться?»
Игра «Кто как голос подает».
Игра «Теленок».

Для губ: «Улыбка»- «Хоботок»,
«Забор»- «Трубочка», «Бублик».
Для языка: «Индюк» «Часики»,
«Чистим зубки», «Змейка», «Дятел»,
«Чашечка», «Иголочка», «Грибок»,
«Спрячь конфетку»,
«Месим тесто».
Игра «Доскажи словечко».
Упражнения «Крылья птиц».
Игра «Волшебный сундучок».
Игра «Наши уточки с утра»
(Потешка).
Игра «Есть у нас драчливый гусь».

1,
январь,
III неделя

1,
январь,
IV неделя

1,
январь,
IV неделя

Для губ: «Улыбка»- «Хоботок»,
1,
«Забор»- «Трубочка», «Бублик».
январь
Для языка: «Индюк» «Часики»,
«Чистим зубки», «Змейка», «Дятел»,
«Чашечка», «Иголочка», «Грибок»,
«Спрячь конфетку»,
«Месим тесто».
Игра «Доскажи словечко».
Упражнения «Крылья птиц».
Игра «Волшебный сундучок».
Игра «Наши уточки с утра»
(Потешка).
Игра «Есть у нас драчливый гусь».

13

36

«Дикие
животные», звук
М.

37

«Дикие
животные», звук
М.

38

«Одежда», звук
М.

39

«Одежда», звук
М.

40

«Обувь», звук М.

Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.

4. Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.
4. Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.

Для губ: «Улыбка»- «Хоботок»,
«Забор»- «Трубочка», «Бублик».
Для языка: «Индюк» «Часики»,
«Чистим зубки», «Лошадка»,
«Дятел»,«Чашечка», «Иголочка»,
«Грибок».
«Спрячь конфетку»,
«Барабан».
Игра «Послушай и покажи дикое
животное».
Игра «Лиса».

1,
февраль
I неделя

Игра «Посидим в тишине».
Игра «Волк и ёж, ёж и лиса».
Игра «Что ты еж такой колючий?»

1,
февраль
I неделя

Для губ: «Улыбка»- «Хоботок»,
«Забор» - «Трубочка», «Бублик».
Для языка: «Индюк» «Часики»,
«Чистим зубки», «Змейка»,
«Дятел»,«Чашечка», «Иголочка»,
«Грибок», «Спрячь конфетку»,
«Месим тесто».
Игра «Послушай и повтори».
Игра «Когда мы это надеваем?»
Игра «Найди пару».
Игра «Шапка, шапка, где была?»
Игра «Жили-были в домике
маленькие гномики».

1,
февраль
II неделя

Для губ: «Улыбка»- «Хоботок»,
«Забор»- «Трубочка», «Бублик».
Для языка: «Индюк» «Часики»,
«Чистим зубки», «Змейка»,
«Дятел»,«Чашечка», «Иголочка»,
«Грибок», «Спрячь конфетку»,
«Месим тесто».
Игра «Послушай и повтори».
Игра «Пузырь».

1,
февраль
III неделя

1,
февраль
II неделя

14

41

«Обувь», звук М.

42

«Папа», звук П

43

«Папа», звук П.

44

Звуки М, П.
Повторение.

45

«Мамин
праздник», звук
П.

4. Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.
4. Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.
4. Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.

Игра «Доскажи чистоговорку».
Игра «Был сапожник?»
Игра «Сколько обуви у нас?»

1,
февраль
III неделя

Для губ: «Улыбка»- «Хоботок»,
«Забор»- «Трубочка», «Бублик».
Для языка: «Индюк», «Часики»,
«Чистим зубки», «Змейка»,
«Дятел», «Чашечка», «Иголочка»,
«Грибок», «Спрячь
конфетку», «Месим тесто».
Игра «Послушай и повтори».
Игра «Солдаты на тренировке».
Игра «Посидим тихо».
Игра «Парад».
Игра «Стану воином отважным».

1,
февраль
IV неделя

Для губ: «Улыбка»- «Хоботок»,
«Забор»- «Трубочка», «Бублик».
Для языка: «Индюк» «Часики»,
«Чистим зубки», «Змейка»,
«Дятел»,«Чашечка», «Иголочка»,
«Грибок», «Спрячь конфетку»,
«Месим тесто».
Игра «Послушай и повтори».
Игра «Солдаты на тренировке».
Игра «Посидим тихо».
Игра «Парад».
Игра «Стану воином отважным».

1,
февраль

Для губ: «Улыбка»- «Хоботок»,
«Забор»- «Трубочка», «Бублик».
Для языка: «Индюк» «Часики»,
«Чистим зубки», «Змейка»,
«Дятел»,«Чашечка», «Иголочка»,
«Грибок», «Спрячь конфетку»,
«Месим тесто».

1,
март
I неделя

1,
февраль
IV неделя

15

3. Речевое дыхание.

46

«Мамин
праздник», звук
П.

47

«Семья», звук П.

48

«Семья», звук П.

49

50

4. Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.

4. Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
«Транспорт», звук 1. Моторика речевого
Б.
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.
«Транспорт», звук 4. Закрепление
Б.
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.

Игра «Назови неправильное
слово».
Упражнение «Выбираем цветок
для мамы».
Игра «Скороговорка. (От потопа
копыт пыль по полю летит)».
Игра «Назови ласково».
Игра «Подарок маме».

1,
март
I неделя

Для губ: «Улыбка»- «Хоботок»,
«Забор»- «Трубочка», «Бублик».
Для языка: «Индюк» «Часики»,
«Чистим зубки», «Змейка», «Дятел»,
«Чашечка», «Иголочка», «Грибок».
«Спрячь конфетку»,
«Месим тесто».
Игра «Кто как стучит в дверь».
Игра «Зарядка».
Игра «Колыбельная ».
Игра «Моя семья. (А, у , о)».
Игра «Моя семья».

1,
март
II неделя

Для губ: «Улыбка»- «Хоботок»,
«Забор»- «Трубочка», «Бублик».
Для языка: «Индюк» «Часики»,
«Чистим зубки», «Змейка»,
«Дятел»,«Чашечка», «Иголочка»,
«Грибок», «Спрячь конфетку»,
«Месим тесто».
Игра «Звуки транспорта».
Упражнение «Двери
открываются».
Игра «Автомобили».
Игра «Едет, едет паровоз».
Игра «Папа мне купил машину».

1,
март
III неделя

1,
март
II неделя

1,
март
III неделя

16

51

«Я – человек»,
звук Б.

52

«Я – человек»,
звук Б.

53

Звуки П, Б.
Повторение.

54

«Весна», звук Б.

55

«Весна», звук Б.

1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.
4. Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.
4. Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.
4. Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.

Для языка: «Индюк» «Часики»,
«Чистим зубки», «Змейка»,
«Дятел»,«Чашечка», «Иголочка»,
«Грибок», «Спрячь конфетку»,
«Месим тесто».
Игра «Назови лишнее слово».
Игра «Великан и Гномик».

1,
март
IV неделя

Игра «Доскажи чистоговорку.
Веселая гимнастика для губ».
Игра «Взрослый и малыш».
Игра «Это я».

1,
март
IV неделя

Для языка: «Индюк» «Часики»,
«Чистим зубки», «Змейка»,
«Дятел»,«Чашечка», «Иголочка»,
«Грибок», «Спрячь конфетку»,
«Месим тесто».
Игра «Назови лишнее слово».
Игра «Великан и Гномик».
Игра «Доскажи чистоговорку.
Веселая гимнастика для губ».
Игра «Взрослый и малыш».
Игра «Это я».

1,
март

Для губ: «Улыбка», «Заборчик»,
«Трубочка», «Бублик».
Для языка: «Индюк» «Часики»,
«Чистим зубки», «Змейка»,
«Дятел»,«Чашечка», «Иголочка»,
«Грибок», «Спрячь конфетку»,
«Месим тесто».
Игра «Добавь словечко».
Упражнение «В саду».
Игра «Звуки весны». (Повторение)
Игра «Повторяй за мной».
Игра «Раз - весна…»

1,
апрель,
I неделя

1,
апрель,
I неделя

17

53

«Цветы», звук Ф.

56

«Цветы», звук Ф.

57

«Труд взрослых»,
звук Ф.

58

«Труд взрослых»,
звук Ф.

59

«Перелетные
птицы», звук Ф.

60

«Перелетные
птицы», звук Ф.

Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.
4. Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.
4. Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.
4. Закрепление
артикуляции звука.

Для языка: «Индюк» «Часики»,
«Чистим зубки», «Змейка»,
«Дятел»,«Чашечка», «Иголочка»,
«Грибок», «Спрячь конфетку»,
«Месим тесто».
Игра «Угадай, кто сказал».
Игра «Соберем букет большой».

1,
апрель,
II неделя

Игра «Построим забор в саду».
Игра «Разноцветная поляна».
Игра «Одуванчики».

1,
апрель,
II неделя

Для губ: «Улыбка», «Заборчик»,
«Трубочка», «Хоботок».
Для языка: «Индюк» «Часики»,
«Чистим зубки», «Змейка»,
«Дятел»,«Чашечка», «Иголочка»,
«Грибок», «Спрячь конфетку»,
«Месим тесто».
Игра «Послушай и исправь».
Игра «Три поросенка и волк».
Игра «Повтори чистоговорку».
Игра «Скороговорка. (У Фани –
фуфайка, у Фаи – туфли)».
Игра «Каменщик».

1,
апрель,
III неделя

Для губ: «Бублик», «Хоботок»,
«Кролик».
Для языка: «Индюк» «Часики»,
«Чистим зубки», «Змейка»,
«Дятел»,«Чашечка», «Иголочка»,
«Грибок», «Спрячь конфетку»,
«Месим тесто».
Игра «Послушай и повтори».
Игра «Птицы прилетают»,
«Пузырь».
Игра «Чего не хватает?»
Игра «Грач, ласточка, скворец и
дрозд».
Игра «Ласточка, ласточка».

1,
апрель,
IV неделя

1,
апрель,
III неделя

1,
апрель,
IV неделя
18

61

Звук Ф.
Повторение.

62

«Насекомые»,
звук В.

63

«Насекомые»,
звук В.

64

«Дом, улица,
город», звук В.

5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.
4. Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.
4. Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух
3. Речевое дыхание.

Для губ: «Бублик», «Хоботок»,
«Кролик».
Для языка: «Индюк» «Часики»,
«Чистим зубки», «Змейка»,
«Дятел»,«Чашечка», «Иголочка»,
«Грибок», «Спрячь конфетку»,
«Месим тесто».
Игра «Послушай и повтори».
Игра «Птицы прилетают»,
«Пузырь».
Игра «Чего не хватает?»
Игра «Грач, ласточка, скворец и
дрозд».
Игра «Ласточка, ласточка».

1,
апрель

Для губ: «Бублик», «Хоботок»,
«Кролик».
Для языка: «Индюк» «Часики»,
«Чистим зубки», «Змейка»,
«Дятел»,«Чашечка», «Иголочка»,
«Грибок», «Спрячь конфетку»,
«Месим тесто».
Игра «Гудят пчелы», «Исправь
ошибку».
Упражнение «Бабочки».
Игра «Спрячем зубы».
Игра «Эй, жук!», «Пчелка».
Игра «Муравьишка».

1, май,
I неделя

1, май,
I неделя

Для языка: «Индюк» «Часики»,
1,
«Чистим зубки», «Змейка»,
май,
«Лошадка»,«Чашечка», «Иголочка», II неделя
«Грибок», «Спрячь конфетку»,
«Мячик».
Игра «Послушай и повтори».
Упражнение «Регулировщик».

19

65

«Дом, улица,
город», звук В.

66

«Аквариумные
рыбки», звук В.

67

«Аквариумные
рыбки», звук В.

68

«Комнатные
растения», звук В.

69

«Комнатные
растения», звук В.

70

Повторение.

4. Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.
4. Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.
4. Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.

Игра «Скороговорка. (Фаня в
гостях у Вани, у Вани в гостях
Фаня)».
Игра «В город выйду погулять».
Игра «Едем, едем на машине».

1,
май,
II неделя

Для губ: «Улыбка», «Трубочка»,
«Хоботок».
Для языка: «Индюк» «Часики»,
«Чистим зубки», «Змейка»,
«Дятел»,«Чашечка», «Иголочка»,
«Грибок», «Спрячь конфетку»,
«Месим тесто».
Игра «Послушай и повтори».
Игра «Шторм».
Игра «Отгадай».
Игра «Жил да был один налим».
Игра «Аквариум».

1,
май,
III неделя

1,
май,
III неделя

Для языка: «Индюк» «Часики»,
1,
, «Змейка», «Дятел»,«Чашечка»,
май,
«Иголочка», «Грибок», «Гармошка» IV неделя
«Спрячь конфетку», «Месим
тесто».
Игра «Послушай и повтори».
Игра «Определи место цветка».
Игра «Расскажи стихотворение».
Игра «Настроение».
Игра «На окне в горшочках».

1,
май,
IV неделя

Для языка: «Индюк» «Часики»,
1,
, «Змейка», «Дятел»,«Чашечка»,
май,
«Иголочка», «Грибок», «Гармошка»
«Спрячь конфетку», «Месим
тесто».
Игра «Послушай и повтори».
Игра «Определи место цветка».
20

71

«Лето».

72

«Лето».

3. Речевое дыхание.
4. Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.
1. Моторика речевого
аппарата.
2. Речевой слух.
Слуховое
восприятие.
Фонематический
слух.
3. Речевое дыхание.

4. Закрепление
артикуляции звука.
5. Правильный темп
речи, сила голоса,
высота.
6. Интонационная
выразительность.
Координация речи с
движением. Мелкая
моторика.

Игра «Расскажи стихотворение».
Игра «Настроение».
Игра «На окне в горшочках».

Для языка: «Индюк»
«Часики», «Змейка»,
«Дятел»,«Чашечка», «Иголочка»,
«Грибок», «Гармошка»
«Спрячь конфетку», «Месим
тесто».
Игра «Послушай и повтори»
или игра из раздела 2 по выбору
детей.
Упражнение «Одуванчик» или
упражнение из раздела 3 по
выбору детей.
«Расскажи стихотворение» (Из
цикла Агнии Барто «Игрушки»).
Игра «Три медведя» или игра из
раздела 5 по выбору детей.
Игра «Мы по лужам топали,
Шлепали, плескались, Только
наши носики Чистыми остались»
или игра из раздела 2 по выбору
детей.

1,
июнь,
I неделя.

1,
июнь,
I неделя.

Перспективное планирование по тематическим неделям
Сентябрь.
1-2 недели – формирование групп.
3 -4 недели – «Детский сад», знакомство с органами артикуляции.
Октябрь.
1 неделя – «Игры и игрушки». Звук А.
2 неделя – «Осень». Звук А.
3 неделя – «Фрукты». Звук У.
4 неделя – «Овощи». Звук У.
Ноябрь.
1 неделя – «Ягоды и грибы». Звук У.
2 неделя – «Деревья». Звук И.
3 неделя – «Посуда». Звук И.
4 неделя – «Мебель». Звук И.
Декабрь
1 неделя – «Зима». Звук И.
21

2 неделя – «Зимние забавы». Звук О.
3 неделя – «Зимующие птицы». Звук О.
4 неделя – «Новый год». Звук О.
Январь
3 неделя – «Домашние животные». Звук Э.
4 неделя – «Домашние птицы». Звук Э.
Февраль
1 неделя – «Дикие животные». Звук М.
2 неделя - «Одежда». Звук М.
3 неделя – «Обувь». Звук М.
4 неделя – «Папа». Звук П
Март
1 неделя – «Мамин праздник». Звук П.
2 неделя – «Семья». Звук П.
3 неделя – «Транспорт». Звук Б.
4 неделя – «Я – человек». Звук Б.
Апрель
1 неделя – «Весна». Звук Б.
2 неделя – «Цветы». Звук Ф.
3 неделя – «Труд взрослых». Звук Ф.
4 неделя – «Перелетные птицы». Звук Ф.
Май
1 неделя – «Насекомые». Звук В.
2 неделя – «Дом, улица, город». Звук В.
3 неделя – «Аквариумные рыбки». Звук В.
4 неделя – «Комнатные растения». Повторение.
Июнь
1 неделя – «Лето».
2.2. Взаимодействие с педагогическим коллективом
и семьями воспитанников
В ходе комплексной образовательной и воспитательной деятельности педагог ведёт активную
консультационную работу. Она включает в себя:
1. Консультацию родителей (либо законных представителей) ребёнка, в ходе которой
определяется социальный запрос, обоснование оказания дополнительной платной услуги,
разъяснения учителя – логопеда (при необходимости).
2. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям)
детей с нарушениями речи по вопросам в зоне профессиональной компетентности учителя логопеда.
3. Активное взаимодействие с педагогическим коллективом ДОУ (воспитателями) для
повышения эффективности образовательного процесса в целом.
3.Организационно – педагогические условия.

В МАДОУ детский сад № 150 созданы необходимые кадровые условия для реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Подготовка к
школе». Педагог дополнительного образования имеет необходимые навыки для
преподавания воспитанникам МАДОУ:

22

№

ФИО

1

Лозицкая
Юлия
Николаевна

Образование
Высшее
профессиональное

Стаж
30
лет

Повышение
квалификации
Современные технологии
коррекции
речи
и
мышления
у
детейинвалидов и неговорящих
детей (с учётом требований
ФГОС). – 240 ч.
Эффективные
методы
запуска
речи
у
неговорящих детей. – 108
ч.
Каллиграфия. Искусство
красивого почерка. – 72 ч.
Нейропсихологические
методы
в
коррекционной работе
с детьми с ОВЗ с
нарушениями речи и
поведения. – 72 ч.

3.1. Особенности предметно – развивающей пространственной среды.
Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько
основных зон:
1. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.
Она представлена шкафами и стеллажами и содержит следующие разделы:
- Материалы по обследованию речи детей.
- Методическая литература по коррекции речи детей, по подготовке к обучению грамоте детей
с нарушениями речи.
- Учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда.
- Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках,
пластиковых контейнерах, папках и конвертах) по разделам:
* развитие звукопроизношения и фонематического восприятия;
* развитие артикуляционной моторики, дыхания и фонематического слуха;
* подготовка к обучению грамоте;
* формирование лексико-грамматической стороны речи;
* развитие познавательных процессов;
* развитие зрительного восприятия;
* развитие пространственной ориентировки;
* развитие мелкой моторики.
2. Информационная зона для педагогов и родителей.
Она расположена на стендах «Советы логопеда»: в коридоре, в групповых приемных
обновляется регулярно. В логопедическом кабинете имеется подборка популярных сведений
о развитии и коррекции речи детей.
3. Зона индивидуальной коррекции речи.
Здесь располагаются зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная
коррекционная работа.

Материально – техническое обеспечение
1. Стол письменный.
2. Стул взрослый.
3. Столы детские.
4. Стулья детские.
23

5. Зеркало настенное.
4. Доска магнитная настенная
5. Шкафы для дидактических пособий и литературы.
6. Шкаф одёжный.
7. Оснащение предметно – пространственной развивающей среды различным материалом
разной направленности:
1). Документация кабинета учителя – логопеда.
2). Для диагностического обследования речи детей разного возраста.
3). Для обследования и развития психологической базы речи детей.
4). Картинный материал разной направленности.
8. Дидактические игры и пособия разноплановой развивающей направленности.
Для развития:
- психологической базы речи;
- артикуляционного праксиса;
- мимического праксиса;
- выработки правильного дыхания;
- постановки, автоматизации и дифференциации различных звуков;
- фонематических процессов;
- правильной слоговой структуры слова;
- чувства ритма и метричности;
- накопления и уточнения словаря;
- коррекции грамматического строя речи;
- развитие связной речи.
9. Дидактические игры для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми разных
возрастных категорий.
10. Материалы для развития моторного праксиса.
11. Схемы.
12. Фланелеграф.
13. Игры, игрушки.
14. Картотека тематического наглядного материала.
15. Детские тетради.
16. Канцелярия для рисования и письма.
17. Ноутбук
18. Набор дисков и флеш-карт с развивающим материалом.
19. Методическая литература.
4. Литература.
4.1. Нормативные документы.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон РФ от 14.07.2022 № 295 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в
Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждённая
распоряжением
Правительства
РФ
от
31.03.2022
№
678-р.
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996р.
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
24

7. Приказ Министерства просвещения РФ от 27ю02.2022 № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления организованной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
4.2. Методическая литература.
1.Александрова Т.В. Живые звуки или фонетика для дошкольников. СПб., Детство – Пресс,
2005.
2.Галанов А.С. Развивающие игры для малышей. М., 2009.
3.Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». М.: «Мозаика-Синтез», 2008.
4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.М.,1986.
5.Жукова О.С. Развивающие игры для дошкольного возраста. ООО «Издательский дом
«ОНИКС 21 век»,2004.
6.Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. М., 2009.
7.Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб., 2005.
8. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С., Формирование слоговой структуры слова:
Логопедические задания. М.,2007.
9. Нищева Н. В.Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского
сада для детей с ОНР. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 656 с.
10. Петраков А.В., Девина И.А. Развиваем внимание: Учебное пособие для практической
деятельности- М.: «Ось – 89»,1999.
11.Суборова Т.А. Дыхательные упражнения в игровой форме. // Логопед. 2010, №2.
12. Ткаченко Т.А., Веселые пальчики. ООО Издательство «ЭКСМО», 2010.
13. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.,1989.
4.3. Литература, рекомендованная родителям.
1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и
дыхательно-голосовые упражнения. – М. ГНОМ и Д, 2008.
2. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная
гимнастика. – С-Пб.: Литера, 2007.
3. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: 2006.
4. Нищева Н. В.Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского
сада для детей с ОНР. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 656 с.
5. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Средняя группа для детей с ТНР. – СПб.: 2015.
Нищева Н. В., Кириллова Ю. А. Развитие представлений об окружающем мире для
дошкольников 3 – 4 лет. – СПб.: ДЕТСВО – ПРЕСС, 2010.
6. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.
7. Павлова Л.Н., Теречева М.Н.Дидактический материал для коррекции нарушений
звукопроизношения гласные и свистящие. – С-Пб.: 2004.
8. Смирнова Л.Н. Логопедия играем со звуками. - М.: 2005.
9. Успенская Л.П., Успенский М.Б.Учитесь правильно говорить. - М.: Просвещение, 1991.
10. Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. М.: Книголюб, 2005.
11. Теремкова Н.Э. Домашние логопедические задания для детей с ОНР. М.: Гном, 20

25

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».