2 Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………3 1.2. Цели и задачи программы……………………………………………………...5 1.3. Предполагаемые результаты по реализации программы…………………….5 1.4. Требования к уровню подготовки воспитанников…………………………...5 2. Содержательный раздел 2.1. Методика обучения навыкам владения мячом……………………………….7 2.2. Содержание программы………………………………………………………..8 2.3. Учебно-тематический план………...…………………………………………11 3. Организационный раздел 3.1. Материально-техническое обеспечение программы………………………..16 Список литературы………………………………………………………………...17 3 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка «Мяч есть нечто такое, что в единении с наклонностью ребенка к деятельности, благодаря своей бесконечной подвижности и разнообразию своего применения постоянно и всевозможными способами побуждает ребенка к игре… мяч имеет еще особенную прелесть, такую полную жизненного значения привлекательность для первого детства, равно как и для следующего за ним юношеского возраста, что без всякого сравнения является первой и самой важной игрушкой…» Ф.Фребель В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Известно, что здоровье ребенка зависит от ряда факторов - биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. В многоаспектном выражении нормальное психофизическое развитие ребенка в дошкольном возрасте и последующее сохранение его здоровья зависят от уровня двигательной активности, потребность в которой для дошкольника является естественной. Потребность в движении, повышенная двигательная активность – наиболее важные биологические особенности детского организма. При их недостатке возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. 4 Назрела острая необходимость поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной активности ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Решение этой проблемы мы видим в игре в футбол. Игра в футбол динамична и эмоциональна, способствуют развитию силы, скоростно-силовых качеств, координационных способностей, быстроты, требует проявления переключению находчивости, внимания, способности пространственной, к концентрации временной, и динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Она эффективно влияет на развитие у детей дошкольного возраста как психических процессов (внимания, восприятия, памяти, рациональности мышления, воображения), так и физиологических (усиливают кровообращение, дыхание, обмен веществ). С этой целью была разработана программа дополнительного образования, предусматривающая разнообразную деятельность с мячом в соответствии с интересами и потребностями, с учетом возраста детей, их особенностями, состоянием здоровья. На занятиях создаются условия для своевременного и правильного физического и полноценного психического развития, дается возможность раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка. Рационально распределяется двигательная нагрузка дошкольников: с учетом физиологической реакции детей, соответствие нагрузки их возрастным и индивидуальным возможностям, уровнем подготовленности. Программа направлена на развитие ловкости, ритмичности, координации и точности движений. Разнообразие движений и их вариантов дает возможность развивать и совершенствовать быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость детей дошкольного возраста. Наряду с физическим развитием детей решаются задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания. Во время игры в футбол тренер активно формирует у них нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость. 5 Предлагаемая программа предназначена для дополнительного образования детей дошкольного возраста (3 – 7 лет) 1.2. Цели и задачи Программы Цель: содействие оздоровлению и физическому развитию ребенка дошкольного возраста в процессе обучения игре в футбол. Задачи: - формировать представление о здоровом образе жизни, о спорте, об игре в футбол; - ознакомить с основными правилами и принципами игры; - накапливать и обогащать двигательный опыт детей (бег, бег с изменением направления и скорости, бег спиной вперед, бег приставными шагами, и т.д.); - формировать первоначальные представления и навыки выполнения технических элементов игры в футбол (ведение, остановка, удар, передача); - содействовать в развитии физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость, сила, гибкость); - способствовать воспитанию активности, сознательности, моральноволевых качеств, уверенности в своих силах, уважительного отношения к себе и окружающим; - сформировать интерес и желание вести здоровый образ жизни. Срок реализации программы: 1 год. Продолжительность занятий для детей: 30 мин. Формы работы с детьми и режим занятий: занятия проводятся в спортивном зале и на спортивной площадке 2 раза в неделю,72 занятия в год. Недельная нагрузка для детей составляет 60 мин. 1.3. Предполагаемые результаты по реализации программы: укрепление здоровья детей, повышение уровня двигательной активности, формирование двигательных умений и навыков, укрепление уверенности детей в своих силах и возможностях, умение чувствовать себя комфортно в большом коллективе. 6 1.4. Требования к уровню подготовки воспитанников Знать / понимать: - роль занятий по физической культуре для физического развития; - правила поведения и техники безопасности на занятиях и в спортивном зале; - названия и упрощенные правила игры в футбол. Уметь: - свободно ориентироваться на площадке; - выполнять различные действия с мячом: бросать и ловить, катать, метать; - взаимодействовать друг с другом во время игры, - выполнять основные приемы техники спортивных игр футбол; - подчинять свои интересы интересам команды. 7 2. Содержательный раздел 2.1. Методика обучения навыкам владения мячом состоит их трех этапов: 1. Начальный или подготовительный этап. Основной его задачей является развитие у детей координации движений, умения следить за траекторией полета мяча, выработки быстрой ответной реакции на летящий мяч. На этом этапе дети учатся простейшим действиям с мячом. 2. Этап углубленного разучивания. Главная его задача – сделать действия детей направленными, осознанными. В этот период дети активно знакомятся с элементами спортивных и подвижных игр с мячом. 3. Этап закрепления и совершенствования (основной). На этом этапе дети закрепляют полученные знания и навыки владения мячом, используя их в проведении спортивных игр и эстафет. При выполнении упражнений с мячами используют следующие методы: 1. Повторный метод - заключается в многократном выполнении упражнений при сохранении содержания, величины, характера нагрузки (например, выполнение бросков мяча с одного и того же места определенным способом). 2. Интервальный метод - предполагает многократное повторение упражнения при строгой регламентации его продолжительности и пауз отдыха между повторениями. 3. Вариативный метод - предполагает выполнение одного и того же упражнения с мячами разного веса и в разных условиях (облегченных, нормальных и усложненных). 4. Метод сопряженных взаимодействий - основан на взаимосвязи развития физических качеств и совершенствования двигательных навыков. Для этого 8 используются специальные упражнения (в частности, с набивными мячами), направленные на развитие необходимых двигательных качеств при условии их динамического соответствия биомеханическим особенностям разучиваемых на занятии двигательных действий (элементов и частей техники конкретного двигательного действия). 5. Игровой метод - характеризуется постоянным или внезапным изменением игровых ситуаций при наличии определенного сюжета и конечной цели. Он может использоваться для избирательного воздействия на отдельные физические способности занимающихся и комплексного совершенствования их двигательной активности. 6. Соревновательный метод — это специально организованные состязания с использованием мячей (малых, больших, набивных), в которых создаются условия для индивидуальной и командной борьбы. Этот метод может применяться при воспитании технических приемов, для физических стимулирования качеств, совершенствовании интереса и активизации занимающихся. При использовании этого метода у занимающихся происходят самые высокие сдвиги в деятельности систем и функций организма. 7. Метод круговой тренировки - предусматривает выполнение серии упражнений (например, с набивными мячами) на специально подготовленных местах («станциях»). Состав упражнений подбирается с расчетом разностороннего воздействия на различные мышечные группы и физические способности занимающихся. 2.2. Содержание программы 1) Техника передвижения игрока: - ходьба в сочетании с бегом - бег с изменением направления - бег с изменением скорости - бег приставными шагами - бег спиной вперед 9 - бег с высоким подниманием бедра - бег челночный - защитная стойка - прыжки на одной и на двух ногах - прыжки вперед, назад и в стороны 2) Удар по мячу: - внутренней стороной стопы по неподвижным и катящимся мячам - удар серединой подъема по неподвижным и катящимся мячам - удары по неподвижному мячу: после прямолинейного бега; после зигзагообразного - прямолинейное ведение и удар - обводка стоек и удар 3) Остановка мяча: - остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы - остановка катящегося мяча подошвой - остановка мяча катящегося под разным углом - остановка мяча летящего стопой, бедром 4) Ведение мяча: - ведение внешней стороной подъема - ведение с разной скоростью и сменой направления - ведение с обводкой стоек - ведение с применением обманных движений - ведение с последующим ударом в цель - ведение после остановок разными способами 5) Передача мяча: - передачи, выполняемые разными частями стопы - передачи короткие и средние - передача неподвижного мяча - передача катящегося мяча 10 6) Тактическая подготовка: - «Открывание» - передачи - ведение и обводка - удары по воротам - обманные движения 7) Теоретическая подготовка: - футбол – одна из самых популярных и любимых игр в мире - учимся играть в футбол - умейте нападать, умейте защищать - простейшие правила игры - как избежать травматизма - как достичь положительного результата. 11 2.2. Учебно-тематический план Сентябрь Месяц Недели Тема 1 неделя Знакомство с игрой футбол 2 неделя Учимся играть в футбол 3 неделя Диагностика 4 неделя Диагностика Октябрь 1 неделя Школа мяча 2 неделя Школа мяча 3 неделя Школа мяча, удар по неподвижному мячу Программное содержание Беседа на тему «Футбол – одна из самых популярных и любимых игр в мире», ведение мяча по прямой (змейкой), удары по воротам, игра в футбол. Беседа: учимся играть в футбол (о технике игры в футбол) Знакомство с техникой владения мяча (перемещение, ведение, удар, остановка, отбор). Игра в футбол. Ведение мяча змейкой – 10 м. не теряя мяча (Ведение мяча осуществляется последовательными толчками, внешней или внутренней стороной стопы, поочередно то правой, то левой ногой); Удар по воротам – (расстояние 4м, размеры ворот – 1 х 2 м). Метание набивного мяча из-за головы (1 кг/см). Бросок мяча об стену и ловля его двумя руками после отскока. Перебрасывание мяча друг другу стоя, способ из-за головы; метание мяча вдаль правой и левой рукой. Игр. упр.: «Вперед с мячом». П/и: «Поймай мяч». Игра в футбол. Перебрасывание мяча друг другу стоя, способ от груди. Метание мяча вдаль. Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками. Игр. упр.: «Догони мяч». П/и.: «Брось, поймай». Игра в футбол. Перебрасывание мяча друг другу стоя с отскоком мяча от пола. Удар мяча в цель. Игр. упр.: «Солнышко». П/и.: «Мяч водящему». Игра в футбол. 12 4 неделя Школа мяча, ведение мяча 1 неделя Школа мяча, ведение мяча Ноябрь 2 неделя Школа мяча 3 неделя Техника передвижения, ведение мяча 4 неделя Удар по Декабрь неподвижному мячу, ведение мяча 1 неделя Ведение мяча с изменением направления, остановка мяча 2 неделя Ведение мяча с изменением направления, игра в «стенку» 3 неделя Ведение мяча с изменением направления, скоростное Перебрасывание мяча друг другу в разных направлениях стоя и сидя. Ведение мяча с изменением направления. Игр. упр.: «Перенос трех мячей». П/и.: «Мяч и веревка». Игра в футбол. Перебрасывание мяча друг другу стоя на коленях. Ведение мяча с изменением скорости. Игр.упр.:«Пингвины с мячом». П/и.:«Ловишка в кругу». М/п игра «Ручейки и озера». Перебрасывание мяча друг другу сидя, ноги врозь. Игр.упр.: «Передал - садись». П/и «Сделай фигуру». Игра в футбол. «Обратный поезд» - бег прямой и спиной вперед. «Чей мяч дальше?» удары по неподвижному мячу. «Ловкие ребята» - ведение мяча по прямой. Игр.упр.«Не выпускай мяч из круга» - дети быстро предают мяч ногой по кругу, «Обратный поезд». П/и.: «Подвижная цель».М/п игра «Олени». Бег через набивные мячи. «Чей мяч дальше?» - удар по неподвижному мячу правой и левой ногой с разбега. «Ловкие ребята» - ведение мяча по прямой. Игр. упр.: «Не выпускай мяч из круга» - дети быстро передают мяч ногой по кругу. П/и. «Задержи мяч». Игра в футбол. Ведение мяча по прямой правой и левой ногой. Ведение мяча между ориентирами. Игр. упр. «Точный удар» - игра в парах: удар по неподвижному мячу, остановка мяча – игровая задача – не потерять мяч. П/и. «Пустое место». Игра в футбол. Ведение мяча по прямой правой и левой ногой. Ведение мяча между ориентирами на скорость. Игр. упр. « «Кто больше отобьет» - удар мяча о стену и обратно. П/и.«Блуждающий мяч». «У ребят порядок строгий». М/п игра «Запомни и замри». Ведение мяча вокруг обруча правой и левой ногой в разных направлениях. « Вокруг Света» - удар мяча о стену и обратно. Ведение 13 ведение 4 неделя Ведение с изменением направления, передача мяча 1 неделя Техника владения мячом 2 неделя Передача мяча, ведение 3 неделя Техника Январьь владения мячом 4 неделя Техника передвижения 1 неделя Ведение мяча Февраль вокруг себя, подъем мяча. 2 неделя Ведение с последующим ударом по воротам мяча в прямом направлении на скорость. Игр. упр. «Кто больше отобьет» - удар мяча о стену и обратно. П/и. «Ловкий оленевод». Игра в футбол. в разных направлениях. Передача мяча ногой по кругу. Игр.упр. «Вокруг света» «Не выпускать мяч из круга», П/и. «Меткий стрелок». игра в футбол. Игр. упр. «С двумя мячами», «Борьба за мяч». Игра в футбол. Передача мяча партнеру. Ведение мяча между ориентирами. Игр.упр. «Футбол вдвоем», «Ловкие ребята». П/и «Шишки, желуди, орехи». Игра в футбол. Техника владения мячом (перекаты мяча на месте). Метание набивного мяча от груди двумя руками. Игр.упр. «Серпантин», «Передал - садись» - броски и ловля мяча. П/ и. «Ловля оленей». М/п игра «Летает - не летает». Передвижение приставными шагами (правым/левым боком, вперед/назад) Игр.упр.«Найди свой цвет», «Туннель» -прокатывание мяча между ног, «Лови, бросай – падать не давай» - перебрасывание мяча друг другу в быстром темпе, «Меткий стрелок» - попадание мячом в обруч. П/и.: «Стой!». Игра в футбол. Ведение мяча вокруг себя правой, левой ногой. Подъем мяча. Игр. упр. «Туннель» - прокатывание мяча между ног. «Лови, бросай – падать не давай» - перебрасывание мяча друг другу в быстром темпе. П/и «За мячом». М/п игра «Будь внимателен». Ведение мяча правой, левой ногой с последующим ударом по воротам. Ведение мяча правой, левой ногой и вокруг себя. Игр. упр. «Три мяча» - поочередно переносить мячи из обруча в обруч – по три мяча, П/и.: Меткий 14 3 неделя Ведение с последующим ударом по воротам 4 неделя Челночный бег 1 неделя Школа мяча, развитие равновесия 2 неделя Передача, Развитие Март равновесия 3 неделя Прыжки из стороны в сторону, подъем мяча 4 неделя Передача мяча в тройках, прыжки стрелок» попадание мячом в обруч. Игра в футбол. Ведение мяча правой, левой ногой с последующим ударом по воротам. Удар мяча в цель. Игр. упр. «Найди свой цвет», «Будь ловким» - ведение мяча с препятствиями (веревочка), «Попади в ворота» -удар мяча в ворота разными способами, с разных точек, П/и. «Мяч с топотом». Игра в футбол. Челночный бег . Ведение мяча - челнок. Игр. упр. «Вышло солнце изза речки», «По кочкам» (прыжки), «Дойди – не урони» ведение мяча в средней и высокой стойке до черты. П/и.: «Успей поймать!». М/п игра «Ухолоб-нос». Передача мяча двумя руками от груди в парах. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед, мяч за головой. Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через набивные мячи. Игр.упр. «Горячая картошка». П/игра «У кого меньше мячей». Игра в футбол. Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через набивные мячи. Игр. упр. «Колобок». П/игра «У кого меньше мячей». Игра в футбол. Прыжки на двух ногах вдоль каната, перепрыгивая, его справа и слева. Перебрасывание мяча друг другу через шнур. Игр.упр. «Головой удерживая мяч». П/и.: «Охотники и звери». М/п игра «У кого мяч». Передача мяча в тройках. Закреплять умение прыгать на двух ногах вдоль каната, перепрыгивая, его справа и слева. Игр.упр. «Головой удерживая мяч». П/и. «Поймай мяч». Игра в 1 неделя Ознакомление с ль Апре футбол. обманными движениями Ознакомление с обманными движениями. Бросание мяча друг другу и 15 2 неделя Ведение с обманными движениями 3 неделя Ведение с ударом 4 неделя Ведение с дальнейшей передачей мяча партнеру 1 неделя Умей нападать, умей защищаться ловля его после отскока от пола. П/ игры «Не урони мяч», «Мы веселые ребята - с мячом». Игра в футбол. Ведение мяча с обманными движениями. Передача мяча в парах. Эстафета «Тачка» - один из игроков, передвигаясь на руках, толкает перед собой мяч, другой удерживает его ноги. П/игра «Отбивка оленей». М/п игра «Жучок на спине» – формирование правильной осанки. Ведение с ударом по воротам. Эстафета «Тачка» - один из игроков, передвигаясь на руках, толкает перед собой мяч, другой удерживает его ноги. П/игра «Кого назвали – тот и ловит мяч». Игра в футбол. Ведение и передача. Бросание мяча друг другу и ловля его после отскока от пола. П/ игры «Не урони мяч», «Мы веселые ребята - с мячом». Игра в футбол. Беседа: умей нападать, умей защищаться. Упражнения с элементами нападения и защиты. Турнир по упрощенной игре 2 на 2, 3на3 3 неделя Диагностика Ведение мяча змейкой – 10 м. не теряя мяча (Ведение мяча осуществляется последовательными толчками, внешней или внутренней стороной стопы, поочередно то правой, то левой ногой); Удар по воротам – (расстояние 4м, размеры ворот – 1 х 2 м). Бросок мяча об стену и ловля его двумя руками после отскока. Май 2 неделя Упрощенная игра 4 неделя Диагностика 16 3. Организационный раздел 3.1. Материально-техническое обеспечение программы Специализированные учебные помещения: спортивный зал. Основное учебное оборудование: - Скамейки гимнастические; - Гимнастическая стенка. Основное оснащение: - мячи разного веса и диаметра (детские резиновые, футбольные); - фишки; - конусы-ориентиры; - обручи; - наглядные пособия: энциклопедии, альбомы с разными видами спортивных игр с мячом; - набивные мячи; - ворота для футбола; - гимнастические скамейки; - дуги, скакалки, веревки средней длины, стойки. Инструкции 17 Программа будет выполнена при условии четкого взаимодействия формы работы, методов, средств обучения и тематическим планированием. Содержание работы может корректироваться в зависимости от индивидуальных особенностей детей и от творчества педагога. Список литературы 1. Веревкин М. П. Мини-футбол на уроке физической культуры. - М.:Физкультура и спорт, 2006г. -192с. 2. Бланк Д., Как играют умные футболисты. – Москва: Эксмо, 2020. – 176с. 3. Голомазов С. В., Б. Г. Чирва Футбол. Теоретические основы тренировки ловли и отражения мячей вратарям. - М.:Физкультура и спорт, 2006г. -158с. 4. Голомазов С. В., Б. Г. Чирва Футбол. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства. - М.:Физкультура и спорт, 2005г. -139с 5. Голомазов С. В., Б. Г. Чирва Футбол. Универсальная техника атаки. М.:Физкультура и спорт, 2004г. -209с. 6. Голомазов С. В., Чирва Б. Г. Футбол. Теоретические основы совершенствования точности действия с мячом. М.:Физкультура и спорт, 2006г. -162с. 7. Голомазов С. В., Чирва Б. Г. Футбол. Методика тренировки. Техники реализации стандартных положений. - М.:Физкультура и спорт, 2007г. -142с 18 8. Голомазов С. В., Чирва Б. Г. Футбол. Методика тренировки техники игры головой. - М.:Физкультура и спорт, 2008г. -125с. 9. Киркендалл, Д., Анатомия футбола. – Минск: Попурри, 2012. – 240с. 10. Перепекин В. Н. Восстановление работоспособности футболистов. М.: ООО «Изб-во АСТ»: «Изд-во Астрель»,2003.- 526 с. 11. Селуянов В. Н., Сарсания С. К., Сарсания К. С. Физическая подготовка футболистов Минск:. – Высшей Школы, 2005г. 12.Чарльз Т., Футбол для детей. 101 тренировка для начинающего футболиста. – Москва : Эксмо, 2018. – 128с.