РП мини-футбол

2

Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………3
1.2. Цели и задачи программы……………………………………………………...5
1.3. Предполагаемые результаты по реализации программы…………………….5
1.4. Требования к уровню подготовки воспитанников…………………………...5
2. Содержательный раздел
2.1. Методика обучения навыкам владения мячом……………………………….7
2.2. Содержание программы………………………………………………………..8
2.3. Учебно-тематический план………...…………………………………………11
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение программы………………………..16
Список литературы………………………………………………………………...17

3

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
«Мяч есть нечто такое, что в единении с наклонностью ребенка к
деятельности, благодаря своей бесконечной подвижности и разнообразию своего
применения постоянно и всевозможными способами побуждает ребенка к игре…
мяч имеет еще особенную прелесть, такую полную жизненного значения
привлекательность для первого детства, равно как и для следующего за ним
юношеского возраста, что без всякого сравнения является первой и самой
важной игрушкой…» Ф.Фребель
В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание
ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются
основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки,
создается фундамент для воспитания физических качеств.
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к
ухудшению состояния здоровья детей. Известно, что здоровье ребенка зависит
от ряда факторов - биологических, экологических, социальных, гигиенических,
а также от характера педагогических воздействий. В многоаспектном выражении
нормальное психофизическое развитие ребенка в дошкольном возрасте и
последующее сохранение его здоровья зависят от уровня двигательной
активности, потребность в которой для дошкольника является естественной.
Потребность в движении, повышенная двигательная активность – наиболее
важные биологические особенности детского организма. При их недостатке
возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит
нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и
энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним
условиям.

4

Назрела острая необходимость поиска путей физического и духовного
оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной
активности ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности
быть ловким, сильным, смелым. Решение этой проблемы мы видим в игре в
футбол. Игра в футбол динамична и эмоциональна, способствуют развитию
силы, скоростно-силовых качеств, координационных способностей, быстроты,
требует

проявления

переключению

находчивости,

внимания,

способности

пространственной,

к

концентрации

временной,

и

динамической

точности движений и их биомеханической рациональности. Она эффективно
влияет на развитие у детей дошкольного возраста как психических процессов
(внимания, восприятия, памяти, рациональности мышления, воображения), так
и физиологических (усиливают кровообращение, дыхание, обмен веществ).
С этой целью была разработана программа дополнительного образования,
предусматривающая разнообразную деятельность с мячом в соответствии с
интересами и потребностями, с учетом возраста детей, их особенностями,
состоянием здоровья. На занятиях создаются условия для своевременного и
правильного физического и полноценного психического развития, дается
возможность раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал
каждого

ребенка.

Рационально

распределяется

двигательная

нагрузка

дошкольников: с учетом физиологической реакции детей, соответствие нагрузки
их возрастным и индивидуальным возможностям, уровнем подготовленности.
Программа направлена на развитие ловкости, ритмичности, координации
и точности движений. Разнообразие движений и их вариантов дает возможность
развивать и совершенствовать быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость
детей дошкольного возраста.
Наряду с физическим развитием детей решаются задачи нравственного,
умственного и эстетического воспитания. Во время игры в футбол тренер
активно формирует у них нравственно-волевые качества: целеустремленность,
настойчивость, выдержку, смелость.

5

Предлагаемая

программа

предназначена

для

дополнительного

образования детей дошкольного возраста (3 – 7 лет)
1.2. Цели и задачи Программы
Цель: содействие оздоровлению и физическому развитию ребенка
дошкольного возраста в процессе обучения игре в футбол.
Задачи:
- формировать представление о здоровом образе жизни, о спорте, об игре
в футбол;
- ознакомить с основными правилами и принципами игры;
- накапливать и обогащать двигательный опыт детей (бег, бег с изменением
направления и скорости, бег спиной вперед, бег приставными шагами, и т.д.);
- формировать первоначальные представления и навыки выполнения
технических элементов игры в футбол (ведение, остановка, удар, передача);
- содействовать в развитии физических качеств (ловкость, быстрота,
выносливость, сила, гибкость);
- способствовать воспитанию активности, сознательности, моральноволевых качеств, уверенности в своих силах, уважительного отношения к себе и
окружающим;
- сформировать интерес и желание вести здоровый образ жизни.
Срок реализации программы: 1 год.
Продолжительность занятий для детей: 30 мин.
Формы работы с детьми и режим занятий: занятия проводятся в
спортивном зале и на спортивной площадке 2 раза в неделю,72 занятия в год.
Недельная нагрузка для детей составляет 60 мин.
1.3.

Предполагаемые

результаты

по

реализации

программы:

укрепление здоровья детей, повышение уровня двигательной активности,
формирование двигательных умений и навыков, укрепление уверенности детей
в своих силах и возможностях, умение чувствовать себя комфортно в большом
коллективе.

6

1.4. Требования к уровню подготовки воспитанников
Знать / понимать:
- роль занятий по физической культуре для физического развития;
- правила поведения и техники безопасности на занятиях и в спортивном
зале;
- названия и упрощенные правила игры в футбол.
Уметь:
- свободно ориентироваться на площадке;
- выполнять различные действия с мячом: бросать и ловить, катать, метать;
- взаимодействовать друг с другом во время игры,
- выполнять основные приемы техники спортивных игр футбол;
- подчинять свои интересы интересам команды.

7

2. Содержательный раздел
2.1. Методика обучения навыкам владения мячом состоит их трех
этапов:
1. Начальный или подготовительный этап. Основной его задачей является
развитие у детей координации движений, умения следить за траекторией полета
мяча, выработки быстрой ответной реакции на летящий мяч. На этом этапе дети
учатся простейшим действиям с мячом.
2. Этап углубленного разучивания. Главная его задача – сделать действия
детей направленными, осознанными. В этот период дети активно знакомятся с
элементами спортивных и подвижных игр с мячом.
3. Этап закрепления и совершенствования (основной). На этом этапе дети
закрепляют полученные знания и навыки владения мячом, используя их в
проведении спортивных игр и эстафет.
При выполнении упражнений с мячами используют следующие
методы:
1. Повторный метод - заключается в многократном выполнении
упражнений при сохранении содержания, величины, характера нагрузки
(например, выполнение бросков мяча с одного и того же места определенным
способом).
2. Интервальный метод - предполагает многократное повторение
упражнения при строгой регламентации его продолжительности и пауз отдыха
между повторениями.
3. Вариативный метод - предполагает выполнение одного и того же
упражнения с мячами разного веса и в разных условиях (облегченных,
нормальных и усложненных).
4. Метод сопряженных взаимодействий - основан на взаимосвязи развития
физических качеств и совершенствования двигательных навыков. Для этого

8

используются специальные упражнения (в частности, с набивными мячами),
направленные на развитие необходимых двигательных качеств при условии их
динамического соответствия биомеханическим особенностям разучиваемых на
занятии двигательных действий (элементов и частей техники конкретного
двигательного действия).
5. Игровой метод - характеризуется постоянным или внезапным
изменением игровых ситуаций при наличии определенного сюжета и конечной
цели. Он может использоваться для избирательного воздействия на отдельные
физические способности занимающихся и комплексного совершенствования их
двигательной активности.
6. Соревновательный метод — это специально организованные состязания
с использованием мячей (малых, больших, набивных), в которых создаются
условия для индивидуальной и командной борьбы. Этот метод может
применяться

при

воспитании

технических

приемов,

для

физических
стимулирования

качеств,

совершенствовании

интереса

и

активизации

занимающихся. При использовании этого метода у занимающихся происходят
самые высокие сдвиги в деятельности систем и функций организма.
7. Метод круговой тренировки - предусматривает выполнение серии
упражнений (например, с набивными мячами) на специально подготовленных
местах («станциях»).
Состав упражнений подбирается с расчетом разностороннего воздействия
на различные мышечные группы и физические способности занимающихся.
2.2. Содержание программы
1) Техника передвижения игрока:
- ходьба в сочетании с бегом
- бег с изменением направления
- бег с изменением скорости
- бег приставными шагами
- бег спиной вперед

9

- бег с высоким подниманием бедра
- бег челночный
- защитная стойка
- прыжки на одной и на двух ногах
- прыжки вперед, назад и в стороны
2) Удар по мячу:
- внутренней стороной стопы по неподвижным и катящимся мячам
- удар серединой подъема по неподвижным и катящимся мячам
- удары по неподвижному мячу: после прямолинейного бега; после
зигзагообразного
- прямолинейное ведение и удар
- обводка стоек и удар
3) Остановка мяча:
- остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы
- остановка катящегося мяча подошвой
- остановка мяча катящегося под разным углом
- остановка мяча летящего стопой, бедром
4) Ведение мяча:
- ведение внешней стороной подъема
- ведение с разной скоростью и сменой направления
- ведение с обводкой стоек
- ведение с применением обманных движений
- ведение с последующим ударом в цель
- ведение после остановок разными способами
5) Передача мяча:
- передачи, выполняемые разными частями стопы
- передачи короткие и средние
- передача неподвижного мяча
- передача катящегося мяча

10

6) Тактическая подготовка:
- «Открывание»
- передачи
- ведение и обводка
- удары по воротам
- обманные движения
7) Теоретическая подготовка:
- футбол – одна из самых популярных и любимых игр в мире
- учимся играть в футбол
- умейте нападать, умейте защищать
- простейшие правила игры
- как избежать травматизма
- как достичь положительного результата.

11

2.2. Учебно-тематический план

Сентябрь

Месяц

Недели

Тема

1 неделя

Знакомство с
игрой футбол

2 неделя

Учимся играть в
футбол

3 неделя

Диагностика

4 неделя

Диагностика

Октябрь

1 неделя Школа мяча

2 неделя Школа мяча

3 неделя Школа мяча, удар

по неподвижному
мячу

Программное содержание
Беседа на тему «Футбол – одна из самых
популярных и любимых игр в
мире», ведение мяча по прямой (змейкой),
удары по воротам, игра в футбол.
Беседа: учимся играть в футбол (о технике
игры в футбол) Знакомство с
техникой владения мяча (перемещение,
ведение, удар, остановка, отбор).
Игра в футбол.
Ведение мяча змейкой – 10 м. не теряя мяча
(Ведение мяча
осуществляется последовательными
толчками, внешней или
внутренней стороной стопы, поочередно то
правой, то левой ногой);
Удар по воротам – (расстояние 4м, размеры
ворот – 1
х 2 м). Метание набивного мяча из-за головы
(1 кг/см).
Бросок мяча об стену и ловля его двумя руками
после отскока.
Перебрасывание мяча друг другу стоя, способ
из-за головы; метание мяча
вдаль правой и левой рукой. Игр. упр.:
«Вперед с мячом». П/и: «Поймай
мяч». Игра в футбол.
Перебрасывание мяча друг другу стоя, способ
от груди. Метание мяча
вдаль. Бросание мяча вверх и ловля его двумя
руками. Игр. упр.: «Догони
мяч». П/и.:
«Брось, поймай». Игра в футбол.
Перебрасывание мяча друг другу стоя с
отскоком мяча от пола. Удар мяча
в цель. Игр. упр.: «Солнышко». П/и.: «Мяч
водящему». Игра в футбол.

12

4 неделя Школа мяча,

ведение мяча

1 неделя Школа мяча,

ведение мяча

Ноябрь

2 неделя Школа мяча

3 неделя Техника

передвижения,
ведение мяча

4 неделя Удар по

Декабрь

неподвижному
мячу, ведение
мяча

1 неделя

Ведение мяча с
изменением
направления,
остановка мяча

2 неделя

Ведение мяча с
изменением
направления,
игра в «стенку»

3 неделя

Ведение мяча с
изменением
направления,
скоростное

Перебрасывание мяча друг другу в разных
направлениях стоя и сидя.
Ведение мяча с изменением направления.
Игр. упр.: «Перенос трех мячей».
П/и.: «Мяч и веревка». Игра в футбол.
Перебрасывание мяча друг другу стоя на
коленях. Ведение мяча с
изменением скорости. Игр.упр.:«Пингвины с
мячом». П/и.:«Ловишка в
кругу». М/п игра
«Ручейки и озера».
Перебрасывание мяча друг другу сидя, ноги
врозь. Игр.упр.:
«Передал - садись». П/и «Сделай фигуру».
Игра в футбол.
«Обратный поезд» - бег прямой и спиной
вперед. «Чей мяч дальше?» удары по неподвижному мячу. «Ловкие
ребята» - ведение мяча по прямой.
Игр.упр.«Не выпускай мяч из круга» - дети
быстро предают мяч ногой по
кругу, «Обратный поезд». П/и.: «Подвижная
цель».М/п игра «Олени».
Бег через набивные мячи. «Чей мяч дальше?»
- удар по неподвижному мячу правой и левой
ногой с разбега. «Ловкие
ребята» - ведение мяча по прямой. Игр. упр.:
«Не выпускай мяч из круга» - дети быстро
передают мяч ногой по кругу. П/и. «Задержи
мяч». Игра в футбол.
Ведение мяча по прямой правой и левой
ногой. Ведение мяча
между ориентирами.
Игр. упр. «Точный удар» - игра в парах: удар
по неподвижному мячу,
остановка мяча – игровая задача – не потерять
мяч. П/и. «Пустое
место». Игра в футбол.
Ведение мяча по прямой правой и левой
ногой. Ведение мяча между
ориентирами на скорость. Игр. упр. « «Кто
больше отобьет» - удар
мяча о стену и обратно. П/и.«Блуждающий
мяч». «У ребят порядок
строгий». М/п игра «Запомни и замри».
Ведение мяча вокруг обруча правой и левой
ногой в разных
направлениях. «
Вокруг Света» - удар мяча о стену и обратно.
Ведение

13

ведение

4 неделя

Ведение с
изменением
направления,
передача мяча

1 неделя Техника

владения мячом

2 неделя Передача мяча,
ведение

3 неделя Техника

Январьь

владения мячом

4 неделя Техника

передвижения

1 неделя Ведение мяча

Февраль

вокруг себя,
подъем мяча.

2 неделя Ведение с

последующим
ударом по
воротам

мяча в прямом направлении на скорость.
Игр. упр. «Кто больше отобьет» - удар мяча о
стену и обратно. П/и. «Ловкий оленевод».
Игра в футбол.
в разных направлениях. Передача мяча ногой
по кругу. Игр.упр.
«Вокруг света» «Не выпускать мяч из круга»,
П/и. «Меткий стрелок».
игра в футбол.
Игр. упр. «С двумя мячами», «Борьба за мяч».
Игра в футбол.
Передача мяча партнеру. Ведение мяча между
ориентирами. Игр.упр.
«Футбол вдвоем», «Ловкие ребята». П/и
«Шишки, желуди, орехи».
Игра в футбол.
Техника владения мячом (перекаты мяча на
месте). Метание
набивного мяча от груди двумя руками.
Игр.упр. «Серпантин»,
«Передал - садись» - броски и ловля мяча. П/
и. «Ловля оленей». М/п
игра «Летает - не летает».
Передвижение приставными шагами
(правым/левым боком,
вперед/назад) Игр.упр.«Найди свой цвет»,
«Туннель» -прокатывание
мяча между ног, «Лови, бросай – падать не
давай» - перебрасывание
мяча друг другу в быстром темпе,
«Меткий стрелок» - попадание мячом в обруч.
П/и.: «Стой!». Игра в
футбол.
Ведение мяча вокруг себя правой, левой
ногой. Подъем мяча.
Игр. упр.
«Туннель» - прокатывание мяча между ног.
«Лови, бросай – падать
не давай» - перебрасывание мяча друг другу в
быстром темпе. П/и
«За мячом». М/п игра
«Будь внимателен».
Ведение мяча правой, левой ногой с
последующим ударом по
воротам. Ведение мяча правой, левой ногой и
вокруг себя. Игр. упр.
«Три мяча» - поочередно
переносить мячи из обруча в обруч – по три
мяча, П/и.: Меткий

14

3 неделя Ведение с

последующим
ударом по
воротам

4 неделя Челночный бег

1 неделя Школа мяча,
развитие
равновесия

2 неделя Передача,
Развитие

Март

равновесия

3 неделя Прыжки из

стороны в
сторону, подъем
мяча

4 неделя Передача мяча в

тройках, прыжки

стрелок» попадание мячом в обруч. Игра в
футбол.
Ведение мяча правой, левой ногой с
последующим ударом по
воротам. Удар мяча в цель. Игр. упр. «Найди
свой цвет», «Будь
ловким» - ведение мяча с препятствиями
(веревочка), «Попади в
ворота» -удар мяча в ворота разными
способами, с разных точек,
П/и. «Мяч с топотом». Игра в футбол.
Челночный бег . Ведение мяча - челнок. Игр.
упр. «Вышло солнце изза речки»,
«По кочкам» (прыжки), «Дойди – не урони» ведение мяча в средней
и высокой стойке до черты. П/и.: «Успей
поймать!». М/п игра «Ухолоб-нос».
Передача мяча двумя руками от груди в
парах. Прыжки на одной
ноге с продвижением вперед, мяч за головой.
Ходьба по
гимнастической скамейке с перешагиванием
через набивные мячи.
Игр.упр. «Горячая картошка». П/игра «У
кого меньше мячей». Игра в футбол.
Ходьба по
гимнастической скамейке с перешагиванием
через набивные мячи.
Игр. упр. «Колобок». П/игра «У кого меньше
мячей». Игра в футбол.
Прыжки на двух ногах вдоль каната,
перепрыгивая, его справа и
слева. Перебрасывание мяча друг другу через
шнур. Игр.упр.
«Головой удерживая мяч». П/и.: «Охотники и
звери». М/п игра «У
кого мяч».
Передача мяча в тройках. Закреплять умение
прыгать на двух ногах
вдоль каната, перепрыгивая, его справа и
слева. Игр.упр. «Головой
удерживая мяч». П/и. «Поймай мяч». Игра в

1 неделя Ознакомление с

ль

Апре

футбол.
обманными
движениями

Ознакомление с обманными движениями.
Бросание мяча друг другу и

15

2 неделя Ведение с

обманными
движениями

3 неделя Ведение с ударом

4 неделя Ведение с

дальнейшей
передачей мяча
партнеру

1 неделя Умей нападать,
умей
защищаться

ловля его после отскока от пола. П/ игры «Не
урони мяч», «Мы
веселые ребята - с
мячом». Игра в футбол.
Ведение мяча с обманными движениями.
Передача мяча в парах.
Эстафета
«Тачка» - один из игроков, передвигаясь на
руках, толкает перед
собой мяч, другой удерживает его ноги.
П/игра «Отбивка оленей».
М/п игра «Жучок на
спине» – формирование правильной осанки.
Ведение с ударом по воротам. Эстафета
«Тачка» - один из игроков,
передвигаясь на руках, толкает перед собой
мяч, другой удерживает
его ноги. П/игра «Кого назвали – тот и ловит
мяч». Игра в футбол.
Ведение и передача. Бросание мяча друг
другу и ловля его после
отскока от пола. П/ игры «Не урони мяч»,
«Мы веселые ребята - с
мячом». Игра в футбол.
Беседа: умей нападать, умей защищаться.
Упражнения с элементами нападения и
защиты.
Турнир по упрощенной игре 2 на 2, 3на3

3 неделя Диагностика

Ведение мяча змейкой – 10 м. не теряя мяча
(Ведение мяча осуществляется
последовательными толчками, внешней или
внутренней стороной стопы, поочередно то
правой, то левой
ногой);
Удар по воротам – (расстояние 4м, размеры
ворот
– 1 х 2 м). Бросок мяча об стену и ловля его
двумя
руками после отскока.

Май

2 неделя Упрощенная игра

4 неделя Диагностика

16

3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение программы
Специализированные учебные помещения: спортивный зал.
Основное учебное оборудование:
- Скамейки гимнастические;
- Гимнастическая стенка.
Основное оснащение:
- мячи разного веса и диаметра (детские резиновые, футбольные);
- фишки;
- конусы-ориентиры;
- обручи;
- наглядные пособия: энциклопедии, альбомы с разными видами
спортивных игр с мячом;
- набивные мячи;
- ворота для футбола;
- гимнастические скамейки;
- дуги, скакалки, веревки средней длины, стойки.
Инструкции

17

Программа будет выполнена при условии четкого взаимодействия формы
работы, методов, средств обучения и тематическим планированием. Содержание
работы

может

корректироваться

в

зависимости

от

индивидуальных

особенностей детей и от творчества педагога.

Список литературы
1.

Веревкин М. П. Мини-футбол на уроке физической культуры. -

М.:Физкультура и спорт, 2006г. -192с.
2.

Бланк Д., Как играют умные футболисты. – Москва: Эксмо, 2020. –

176с.
3. Голомазов С. В., Б. Г. Чирва Футбол. Теоретические основы тренировки
ловли и отражения мячей вратарям. - М.:Физкультура и спорт, 2006г. -158с.
4. Голомазов С. В., Б. Г. Чирва Футбол. Теоретические основы и методика
контроля технического мастерства. - М.:Физкультура и спорт, 2005г. -139с
5. Голомазов С. В., Б. Г. Чирва Футбол. Универсальная техника атаки.
М.:Физкультура и спорт, 2004г. -209с.
6. Голомазов С. В., Чирва Б. Г. Футбол. Теоретические основы
совершенствования точности действия с мячом. М.:Физкультура и спорт, 2006г.
-162с.
7. Голомазов С. В., Чирва Б. Г. Футбол. Методика тренировки. Техники
реализации стандартных положений. - М.:Физкультура и спорт, 2007г. -142с

18

8. Голомазов С. В., Чирва Б. Г. Футбол. Методика тренировки техники
игры головой. - М.:Физкультура и спорт, 2008г. -125с.
9. Киркендалл, Д., Анатомия футбола. – Минск: Попурри, 2012. – 240с.
10. Перепекин В. Н. Восстановление работоспособности футболистов. М.:
ООО «Изб-во АСТ»: «Изд-во Астрель»,2003.- 526 с.
11. Селуянов В. Н., Сарсания С. К., Сарсания К. С. Физическая подготовка
футболистов Минск:. – Высшей Школы, 2005г.
12.Чарльз Т., Футбол для детей. 101 тренировка для начинающего
футболиста. – Москва : Эксмо, 2018. – 128с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».