РП ВОКАЛ

Содержание:
I Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка………………………………….............................. 3
1.2. Цель и задачи реализации программы………………………………...........5
1.3. Принципы и подходы к реализации программы…………………………...6
1.4. Основные этапы реализации программы………………………….……….6
1.5. Организационные и методические особенности программы……………..7
1.6. Особенности слуха и голоса детей 3-5 лет…………………………………8
1.7. Особенности слуха и голоса детей 6-7 лет ……………..………………...10
1.8. Целевые ориентиры………………………………………………………..11
II Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной деятельности……………………………..12
2.2. Методы и приемы по реализации задач программы ………….………….12
2.3. Структура и форма занятий …………………………………………...…..14
2.4. Модель педагогического процесса в ходе реализации программы……...15
2.5. Перспективно-тематическое планирование……………………………...20
2.6. Диагностика уровня развития певческих навыков детей………………...23
III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение программы…………………….24
3.2. Методическое обеспечение программы…………………………………..25
3.3. Примерный репертуар……………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………...29
Список литература……………………………………………………………...31

2

1.Пояснительная записка
«Все начинается с детства». Всем очень хорошо известны эти слова В.
Сухомлинского. С детского сада и нужно развивать ребенка эмоционально. Пение
– один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий
большим

потенциалом

эмоционального,

музыкального

и

познавательного

развития.
Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на
музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без
которого музыкальная

деятельность

просто не

возможна,

тембровый

и

динамический слух, музыкальное мышление и память.
Кроме того, пение влияет и на общее развитие ребенка: формируются высшие
психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, речь,
малыш учится взаимодействовать со сверстниками.
Пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных
систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по
постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые
на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на
обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и
органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается
носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус,
возрастает качество иммунных процессов.
Программа направлена на освоение основ вокального исполнительства,
развитие художественного вкуса, расширение кругозора, познание основ
актерского мастерства. В данных условиях программа - это механизм, который
определяет

содержание

обучения

вокалу дошкольников,

методы

работы

преподавателя по формированию и развитию вокальных умений и навыков,
приемы

воспитания

вокалистов.

Программа

не

ставит

своей

целью

профессиональное изучение вокала, а направлена на творчество обучающегося, на
развитие его интереса не только в конечном результате своей деятельности –
3

участие в концертах, конкурсах, но на процесс поиска своего «Я», на обретение
друзей – единомышленников, на организацию наполненного досуга дошкольника,
а также в ней представлена структура индивидуального педагогического
воздействия на формирование устойчивых умений и навыков у музыкально
одарённых детей дошкольного возраста.
Данная программа позволяет
- в условиях ДОУ через дополнительное образование детей дошкольного
возраста

расширить

возможности

образовательной

области

«Вокальное

искусство»;
- ориентировать на развитие творческого потенциала и музыкальных
способностей;
- включать в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н.
Стрельниковой;
- использовать речевые игры и упражнения, которые разработаны по
принципу педагогической концепции Карла Орфа (развитие у детей чувство ритма,
формирование дикции, артикуляции, введение в мир динамических оттенков,
знакомство с музыкальными формами);
- использовать игровые задания, что повышает мотивацию детей к занятиям,
развивает их познавательную активность;
- для детей с яркими вокальными данными предусмотрена индивидуальная
работа.

4

1.2. Цели и задачи реализации программы
Целью данной программы является создание условий для развития
певческих навыков детей дошкольного возраста, которые в свое время влияют на
развитие творческого потенциала музыкально ребенка, формирование его
эстетической культуры.
Задачи:
Образовательные:
- формировать основы певческой, сценической и общемузыкальной культуры
(умение правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения,
постепенно

расширяя

диапазон,

петь

выразительно,

передавая

характер,

настроение, интонации песни, а также свое отношение к музыкальному образу,
содержанию песни);
- учить навыкам сольного и ансамблевого исполнения.
Развивающие:
- развивать способы певческих умений: правильную осанку, правильное
певческое дыхание, четкую дикцию и артикуляцию, чистое интонирование
отдельных фраз, напевное и отрывистое пение, слаженность пения;
-

развивать

музыкальные

способности

и

музыкально-слуховые

представления через целостное и дифференцированное восприятие средств
выразительности песен (музыкальных — темп, регистр, динамика, ритм, ладовое
чувство, тембр; немузыкальных — выразительные мимика, жесты, движения, поза
исполнителя).
Воспитательные:
- поддерживать интерес к восприятию песен, содействовать эстетическому
наслаждению при их слушании и исполнении;
- побуждать к сопереживанию содержания песни, к эмоциональной
отзывчивости;
- побуждать к песенному творчеству и самовыражению (песенной
импровизации своего имени, импровизации интонаций (просьбы, гнева).
5

1.3. Принципы и подходы к реализации программы
Программа соответствует следующим принципам:
-

Принцип

воспитывающего

обучения:

музыкальный

руководитель

одновременно воспитывает у детей любовь к прекрасному, обогащает духовный
мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
- Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, вокальных
навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню
музыкального развития детей.
- Принцип постепенности, последовательности и систематичности: в начале
года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от
усвоенного, к незнакомому.
- Принцип наглядности: в процессе обучения пению главную роль играет так
называемая звуковая наглядность. Основной прием - это образец исполнения песни
педагогом.
- Принцип сознательности: сознательность тесно связана с умственной,
волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром.
Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого,
наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и
художественное исполнение песни.
- Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время
забываются, если их систематически не повторять. Для того чтобы повторение
песен не наскучило детям, нужно вносить элементы нового. Закрепление песенного
репертуара должно быть сознательным его воспроизведением.
1.4. Основные этапы реализации программы:
1 этап – диагностический. Определение начального уровня развития
певческих навыков детей.
2 этап – практический. Организация работы по развитию певческих навыков
и формирования певческой культуры детей.

6

3 этап – контрольный. Позволяет увидеть эффективность проведенной
работы. Контроль осуществляется диагностикой уровня развития певческих
навыков детей на конец года.
1.5. Организационные и методические особенности программы
В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на
формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода.
Программа вокального кружка направлена на развитие вокальных и
творческих способностей у детей от 3 до 7 лет.
В программе учитываются возрастные особенности детей, и выделяется два
возрастных ансамблевых состава:
-дети младшей и средней групп (3-5 лет);
-дети старшей и подготовительной групп (6-7 лет).
Основной формой организации деятельности детей являются кружковые
занятия 2 раза в неделю, во второй половине дня, в музыкальном зале.
Работа вокального кружка строится на единых принципах и обеспечивает
целостность
деятельность

педагогического
кружка

процесса.

проводятся

в

Непосредственно
соответствии

с

образовательная
рекомендуемой

продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада;
объемом учебной нагрузки с учетом требований СанПиН 2.4.1.3940-13.
Продолжительность занятия:
-младшие, средние группы – 20-25 минут;
-старшие, подготовительные группы – 25-30 минут.
Состав вокального кружка формируется с учетом возрастных особенностей
детей и результатов диагностики уровня развития их певческих навыков.
Наполняемость группы на занятиях 10-15 детей.
7

1.6. Особенности слуха и голоса детей 3-5 лет
Голосовые связки детей еще не сформированы, голосовая мышца не развита,
связки тонкие, короткие. Гортань ребенка более чем в два с половиной раза меньше
гортани взрослого. Звук, образовывающийся в гортани, очень слабый, он
усиливается в основном головным резонатором (полость глотки, рта, носа), так как
грудной резонатор (полость трахей и бронхов) развит слабо. Голос ребенка 3- 4 лет
несильный, дыхание слабое, поверхностное.
Поэтому песенный репертуар должен отличаться доступностью по тексту,
певческому диапазону (ре – ля), простотой мелодии без резких скачков, содержать
короткие музыкальные фазы, удобные для дыхания ребенка.
К четырем годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи
взрослого, спеть маленькую песенку.
В этом возрасте у детей повышается чувствительность, возможность более
точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных.
Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности.
Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию.
Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности.
Происходит

переход

от

ситуативной,

речи

к

связанной,

от

нагляднодейственного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется
мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься
музыкой, активно действовать.
На пятом году жизни дети имеют уже определенный музыкальный опыт. В
этом возрасте у них отмечается:
- большой интерес к пению — любят петь вместе со сверстниками и
взрослыми, а также самостоятельно (в основном поет в пределах квинты);
- наличие любимых песен с ярким характером и образами, связанными с
жизнедеятельностью в семье, детском саду;
- осознанное использование в пении средств выразительности: музыкальных
(высота звука, динамические оттенки), внемузыкальных (выразительная мимика);
8

- правильное пропевание мелодии отдельных небольших фраз песни,
исполнение контрастных низких и высоких звуков, а также несложного
ритмического рисунка песни;
- напевное звуковедения, пропевание небольших фраз песни, не прерывая
дыхания;
- расширение певческого диапазона (в пределах ре—си первой октавы);
- способность свободно различать по высоте звуки, расположенные на
расстояние октавы, сексты и даже квинты, слышать движение мелодии вверх, вниз,
вступление к песне, петь после вступления вместе со взрослым, петь согласованно
с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке голоса
взрослого).
Однако в то же время в этом возрасте певческие возможности остаются попрежнему небольшими:
- голосовой (певческий) аппарат ребенка не сформирован, связки очень
тонкие;
- дыхание

стало

более

организованным,

хотя

все

ещё

довольно

поверхностное, слабое и короткое;
- во время пения ребенку нельзя опускать голову, так как при этом гортань
сдавливается, затруднено прохождение воздуха, вследствие чего возникает
перенапряжение голосового аппарата;
- дикция у многих детей остается нечеткой, так как у некоторых отсутствуют
отдельные звуки;
- ребенок не может отследить правильность собственного пения.

9

1.7. Особенности слуха и голоса детей 6-7 лет
Шестой и седьмой год жизни – это период подготовки детей к школе. На
основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить
на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение,
разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки
настроения, переданные музыкой.
Ребёнок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень
важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Но означает ли
это, что аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию?
Исследования, проведенные в области сенсорных способностей и музыкального
восприятия детей, показали интересную закономерность. Целостное восприятие
музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать
наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребенок может выделить эти
средства и, учитывая их, действовать в соответствии с определенным образом при
слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует
музыкально-слуховому развитию.
Совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывает
положительное влияние и на формирование голосового аппарата. Однако
голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью.
Дети 6-7 лет могут петь в диапазоне (до) – ре – до, низкие звуки звучат более
протяжно, удобными являются звуки (ми) фа-си. В этом диапазоне звучание
естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, и его надо избегать.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу два
взаимосвязанных направления: собственно, вокальную работу (постановка
певческого голоса) и организацию певческой деятельности в разных видах
коллективного исполнительства: песни хором в унисон, хоровыми группами (дуэт,
трио, ансамбли и т.д.), тембровыми подгруппами, при включении в хор солистов,
пение под фонограмму.

10

Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какойто мере творчески. Ярче проявляются индивидуальные музыкальные интересы и
способности.
1.8. Целевые ориентиры
1. Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокальному
творчеству, самовыражению;
2. Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо
слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении
музыкального инструмента;
3. Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные
в ней чувства и настроения;
4. Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и
музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и
ослабляя звучание);
5. Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее
отрезки с аккомпанементом;
6. Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно
свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание;
7. Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него;
8. Активно участвовать в выполнении творческих заданий;

11

2 Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной деятельности
Основные направления образовательной работы вокального кружка.
- При обучении детей пению следить за правильным положением корпуса.
- Формировать умение петь естественным высоким светлым звуком, без
крика и напряжения.
- Развивать протяжное звукообразование через пение песен, написанных в
умеренном и медленном темпах.
- Совершенствовать умение правильно брать дыхание перед началом пения и
между музыкальными фразами
- Развивать умение произносить слова внятно, отчетливо, осмысленно,
подчеркивать голосом логические ударения.
- Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных
оборотов, включающих различные виды мелодического движения и различные
интервалы; работать над расширением диапазона детского голоса.
- Совершенствовать умение детей согласованному пению.
2.2. Методы и приемы по реализации задач программы
Игровой метод:
- игры и упражнения на развитие голоса, артикуляции, певческого дыхания;
- развивающие игры с голосом;
- игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;
- театральные, мимические этюды;
- игры музыкальные, на развитие песенного творчества;
- музыкально-дидактические и коммуникативные игры и упражнения.
Словесный метод:
- беседы, направленные на ознакомление с правильными певческими
установками, эмоциональное восприятие художественно-образного содержания
вокальных произведений;
12

- скороговорки на развитие дикции;
- творческие игры со словом.
Наглядный метод:
- наглядно-слуховой метод (включает приемы выразительного исполнения
песен, попевок педагогом);
- наглядно-зрительный (включает показ иллюстраций к песням, музыкальнодидактическим играм);
Практический:
-песни-миниатюры; упражнения на формирование правильной певческой
осанки, развитие дикции, дыхания, артикуляции;
- песенные импровизации (разыгрывание маленьких музыкальных сценок,
для развития песенного творчества).
Принципы построения программы:
- принцип системности (организация образовательного процесса на основе
взаимодействия ведущих его компонентов (цель, содержание, средства, результат),
ядром которого выступают ведущие линии музыкального развития ребенка);
- принцип психологической комфортности (создание условий, в которых
дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ощущение
радости, получение удовольствия от самой деятельности);
- принцип творчества (креативности) – (предполагает максимальную
ориентацию на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта
творческой деятельности);
- принцип построения материала от простого к сложному (логичное
усложнение задач и художественно-образной основы содержания музыкального
репертуара);
- принцип учёта интересов детей (позволяет учесть индивидуальные
особенности детей, предоставить возможность осуществлять собственный выбор,
обеспечить им продвижение вперед своим темпом);

13

- принцип тематизма (средствами музыкального искусства последовательно
знакомить детей с разнообразием окружающих их социумов: семьи и родного дома,
детского сада, родного края, родины — России и с их мирами);
- принцип культуросообразности (последовательное освоение красоты
разнообразных направлений музыкального искусства — народного, классического
и современного);
- принцип гуманизации (реализацию программы в условиях личностно
ориентированной модели музыкально-педагогического процесса ДОУ);
- принцип интеграции;
- принцип сотрудничества.
2.3. Структура и форма занятий
Формы организации образовательной деятельности вокального кружка:
- индивидуальные и групповые занятия;
- концертные выступления в ДОУ, участие в городских конкурсах и
мероприятиях.
На

занятиях

используется

интеграция

разных

видов

деятельности

(восприятие музыки, пение, вокально-интонационные, дыхательные упражнения,
музыкально-дидактические игры, элементы танцевальных движений, игра на
детских музыкальных инструментах), сочетание разных видов искусства (музыка,
художественное слово, изобразительное искусство).
Каждое занятие состоит из следующих структурных компонентов:
1. Вводная часть.
2. Основная часть.
3. Заключительная часть.
1. Вводная часть (5 минут):
Музыкальное

приветствие,

коммуникативные

игры

для

создания

положительного эмоционального настроя.
2. Основная часть (15-20 минут):
14

Распевание, вокальные упражнения, направленные на подготовку голосового
аппарата детей к разучиванию и исполнению вокальных произведений:
- упражнения, формирующие правильную певческую установку и дыхание
(правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя);
- дыхательные упражнения (дыхание брать перед началом песни и между
музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы, не разрывать слова);
- упражнения, формирующие правильное звукообразование, звуковедение
(развитие слуховых ощущений и умения использовать резонаторы, мягкая атака
звука, приемы звуковедения на legato, non legato, staccato, выработка кантиленного
пения);
- упражнения для работы над интонацией (точность воспроизведения
мелодии, понятие высоты звука);
- упражнения для развития чувства лада (ощущение детьми лада и умения
опираться на устойчивые ступени лада);
- вокально-артикуляционные упражнения для развития и овладения
навыками певческой артикуляции и дикции (правильная работа органов речи при
произношении звука, ясное, разборчивое произнесение текста);
- попевки, распевки для расширения диапазона голоса;
- упражнения для работы над динамикой (знакомство с динамическими
оттенками piano, forte, crescendo, diminuendo, спокойное, некрикливое пение,
выработка активного piano);
- упражнения для развития чувства ритма (прохлопывание ритма, работа с
ритмоформулами

и

ритмослогами,

узнавание

попевок

по

графическому

изображению).
Работа над песней (один из этапов).
1 этап. Разучивание песни.
- знакомство с песней в исполнении педагога, слушание, восприятие, беседа
о характере, образном содержании, элементах выразительности;
- разучивание песни (отдельных фраз и мелодий в удобной тесситуре, сначала
без сопровождения, потом с сопровождением).
15

2 этап. Закрепление текста.
- проговаривание текста в ритме песни негромко или шепотом;
- беззвучная активная артикуляция при мысленном пении с опорой на
внешнее звучание;
- пение «эхом» (педагог поет фразу, дети повторяют);
- игра «Я и вы» (перемежающееся пение по цепочке).
3 этап. Работа над качеством исполнения (достижение ансамбля –
интонационного, ритмического, динамического, тембрового, дикционного и др.).
- пение на звук «у» для выравнивания унисона;
- пение a capella для установления чистого хорового строя;
- пропевание наиболее сложных фрагментов со словами или вокализацией
для уточнения интонации;
- моделирование высоты звука рукой, схемой, рисунком в интонационно
сложном фрагменте;
-

метод

мысленного

пения,

активизирующий

слуховое

внимание,

направленное на восприятие и запоминание звукового эталона подражания;
- использование детских музыкальных инструментов для активизации
слухового внимания и достижения ритмического ансамбля;
- пение с ритмическим аккомпанементом с целью создания единого
темпового ансамбля;
- вокализация песен на слог «лю» для выравнивания тембрового звучания;
- задержка на одном звуке по дирижерскому показу, выполняемому
педагогом, для достижения тембрового и интонационного единства.
- Пение по фразам вслух и про себя для понимания структуры песни.
4 этап. Закрепление песни (вариативное повторение за счет способа
звуковедения,

динамики,

тембра,

вокализируемого

слога,

эмоциональной

выразительности).
- пение по подгруппам, по рядам, по показу педагога;
- игра «Спрячем мелодию» (пение про себя и вслух);
16

- игра «Чей ряд знает лучше слова песни?» (каждый ряд поет по куплету,
припевы можно вместе);
- игра «Дирижер» (дирижирует педагог или ребенок);
- игра «Поиграем с песенкой» для пения по цепочке с передачей игрушки
(поет ребенок, у которого игрушка);
- игра «Волшебная палочка» (поет ребенок, которого коснется «волшебная
палочка»)
- пение с жестовым сопровождением;
- игра «Телеконцерт» (ребенок-солист поет в «телевизоре»);
- игра «Фабрика звезд» (пение с микрофоном)
- инсценирование песен;
- пение от лица разных персонажей.
5 этап. Концертное исполнение (работа над выразительным артистичным
исполнением песни).
- пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его
более эмоциональным и запоминающимся;
- пение в ансамбле или сольно, с аккомпанементом или без него, в
соответствующем характере, темпе, динамике;
- пение с ритмическим аккомпанементом с использованием детских
музыкальных инструментов;
- подбор сценического оформления (костюмы, аксессуары, декорации).
3. Заключительная часть. (5 минут)
Подведение итога занятия. Музыкальная игра. Прощание.
2.4. Модель педагогического процесса в ходе реализации программы
Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир
ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие
музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий и,
конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды.
Музыкальная предметная среда должна быть ориентирована на пройденный
17

материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один вид
музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чистом
вербальном уровне, вне предметно- пространственной среды. Содержание
музыкальной развивающей среды должно ориентироваться на ведущий вид
деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам, носить
проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и мало
знакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать
проблемные ситуации, творить.
Общеизвестно, что успешное освоение детьми содержания программы во
многом зависит не только от ее качества, но также и от профессионализма
педагогов, продумывающих эффективность музыкально-педагогического процесса
ДОУ.
Наиболее

продуктивной

настоящее

время

является

личностно-

ориентированная модель музыкально-педагогического процесса, в которой
предусматривается индивидуальный подход к каждому ребенку, субъектные
партнерские

взаимодействия

детей

и

педагогов,

реализуемые

на

фоне

благоприятного психологического климата и эмоционального комфорта каждого
ребенка.
Такие взаимодействия предполагают некоторые новые подходы к различным
формам организации музыкальной деятельности детей:
- возникновение занимательных для детей игровых ситуаций (принесли
письмо, влетел листочек с дерева и т. п.), в процессе разрешения которых
формируется мотивация к предстоящему занятию;
-

сюжетное

занятие,

в

течение

которого

ход

игрового

действия

разворачиваются на основе сквозной сюжетной линии (например, прогулка в лес и
т. п.);
- игры для поддержания интереса детей на протяжении всего занятия.
Особенно важно, чтобы музыкальные занятия проходили всегда на
положительном эмоциональном фоне, и дети не «учили музыку», а увлеченно
18

занимались ею и были достойно оценены педагогом. Это необходимо для
успешного развития личности каждого ребенка.
Непременным

условием

для

ее

успешности

является

музыкальная

предметно-развивающая среда, и в первую очередь наличие в группе магнитофона.
Так, например, для системного усвоения новой песни, с которой дети
познакомились на занятии, необходимо, чтобы они потом слышали эту песню в
группе и дома в записи. Это хорошо закрепляет у детей музыкально-слуховые
певческие представления о данной песне и помогает им быстрее усваивать ее.

19

2.5. Перспективно-тематическое планирование
Младшая и средняя группы:
Месяц

Тема занятия

Образовательные задачи

Октябрь

1 неделя. Введение.
Давайте
познакомимся.

Познакомиться с детьми.
Заинтересовать их в занятиях,
дать детям представление о
кружке, его названии.
Познакомить детей: - голосовым
аппаратом; - певческой
установкой; - певческим
дыханием.
Разучивание песен об осени.
Формировать умение петь
естественным звуком,
выразительно, отчетливо
пропевать гласные и согласные в
словах.
Познакомить с русскими
народными песнями,
прибаутками, потешками.
Развивать певческий голос,
способствовать правильному
звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.
Вспомнить песни из
мультфильмов. Работать над
текстом, дыханием, дикцией.
Преодолевать дефекты речи.
Учить детей петь в ансамбле, в
едином темпе, вместе брать
дыхание, прислушиваться друг к
другу.
Разучивание колыбельных песен.
Работа над кантиленой.
Расширять диапазон детского
голоса. Учить точно, попадать на
первый звук. Самостоятельно
попадать в тонику в окончании
песни.
Работа над ритмом. Выполнять
паузы, точно передавать
ритмический рисунок, Петь
легким, подвижным звуком с
музыкальным сопровождением.
Побуждать детей к активной
вокальной деятельности.
Певческое раскрепощение.
Работа над эмоциями. Пение с
движениями. Способствовать

2 неделя. «Где живет
мой голос?»
3 неделя. «Осень,
осень в гости
просим!»

4 неделя. «Детский
фольклор».

Ноябрь

1 неделя. «Мультипелки».
2 неделя. «Когда в
товарищах согласья
нет, или что такое
ансамбль?»
3 неделя.
«Колыбельные
песни».

4 неделя. «Длинные и
короткие звуки».

Декабрь

1, 2 неделя. «Мы –
артисты».

Итоговое
мероприятие
Выступление на
празднике осени

Выступление на
празднике.
посвященному
«Дню Матери»

Выступление на
новогоднем
утреннике

20

Январь

Февраль

Март

3, 4 неделя. «К нам
приходит Новый год»
Подготовка,
репетиции к концерту
2, 3 неделя.
«ЗимушкаЗабавушка».

развитию у детей
выразительного пения, без
напряжения, плавно, напевно.
Работа над выразительностью,
эмоциями. Формировать
сценическую культуру пения.
Вокально-хоровая работа.
Разучивание песен о зиме.

4 неделя. «Я дарю
тебе улыбку».

Работа над выразительным,
эмоциональным исполнением.

1,2 неделя. «Лучше
папы друга нет».

Разучивание песен о папе.

3, 4 неделя. «Маме
песенку спою».

Разучивание песен о маме,
бабушке.

Участие в
вокальном
конкурсе

Концерт для пап к
23 февраля и для
мам и бабушек к 8
марта.

1 неделя. «8 марта»
Формирование сценической
Подготовка,
культуры пения.
репетиции к концерту.

Апрель

2, 3 неделя. «Мы
весну встречаем»

Разучивание песен о весне.

1, 2 неделя. «Есть у
солнышка друзья».

Песни о дружбе, детстве. Работа
над эмоциональным
исполнением.

3, 4 неделя.
«Апрельская капель».
Подготовка,
репетиции к
отчетному концерту.

Повторение песен к отчетному
концерту.

Отчетный
творческий
концерт

Старшая и подготовительные группы:
Месяц

Тема занятия

Образовательные задачи

Октябрь

1 неделя. Вводное
занятие. «Песня –
душа народа».
2, 3 неделя. «Осень –
дивная пора»

Роль музыки, песни в жизни
человека.

Итоговое
мероприятие
Выступление на
празднике осени

Вокально-хоровая работа.
Разучивание песен про осень.
21

Ноябрь

4 неделя.
«Настроение в
песне».
1 неделя. «Расскажи
нам, песенка»
2, 3 неделя. «Моя
мама – лучшая на
свете».
4 неделя.
«Волшебный
микрофон».

Декабрь

Январь

1, 2 неделя. «Город
детства».
3, 4 неделя. «С
песней встретим
Новый год»
Подготовка,
репетиции к
концерту.
2 неделя. «Русская
зима».

Научить детей определять
характер песни. Знакомство с
ладом.
Знакомство с песенным текстом.
Художественное единство текста и
музыки. Строение песни (куплет,
припев, вступление, проигрыш).
Вокально-хоровая работа.
Разучивание песен о маме.
Знакомство с микрофоном.
Формирование навыков работы с
микрофоном, постановки корпуса
и рук при пении в микрофон,
удаление, приближение
микрофона.
Вокально-хоровая работа.
Разучивание новогодних песен.
Работа над выразительностью,
эмоциями. Формировать
сценическую культуру пения.

Вокально-хоровая работа.
Разучивание песен о зиме.

Выступление на
празднике.
посвященному
«Дню Матери»

Выступление на
новогоднем
утреннике

Участие в
вокальном
конкурсе

3 неделя. «В гостях у Кто сочиняет песни? Песенная
композитора».
импровизация на заданный текст
(окончания песен, песенных
фраз).».
4 неделя. «От
Формы и жанры вокальной
песенки до оперы».
музыки.
Февраль

1 неделя.
«Хороводные,
шуточные,
календарные песни».
2, 3 неделя. «Россия
– Родина моя».

Разучивание песен к масленице.

4 неделя. «Госпожа
мелодия».

Работа над звуковедением. Работа
над дыханием. Разучивание песен
о маме.

Концерт для пап к
23 февраля

Разучивание песен о папе,
дедушке, защитниках отечества,
России.

22

Март

Апрель

1, 2 неделя. «Рисуем
голосом».

Возможности моего голоса. Работа Концерт для мам
над звукообразованием.
и бабушек к 8
марта.

3, 4 неделя «Веснакрасна».

Разучивание песен о весне.

1, 2 неделя. «Что
такое доброта?».

Песни о дружбе, детстве, доброте.
Работа над эмоциональным
исполнением.

Отчетный
творческий
концерт

3, 4 неделя.
Повторение песен к отчетному
«Апрельская
концерту.
капель». Подготовка,
репетиции к
отчетному концерту.

2.6 Диагностика уровня развития певческих навыков детей.
Перед началом работы проводится первичная диагностика певческих
способностей детей.
Цель диагностики – выявление основных свойств певческого голоса, к
которым относятся звуковой и динамический диапазон, качество тембра и дикции.
Свойства певческого голоса во многом определяются природными данными
ребенка.
Диагностическая методика разработана на основе методик Н.А. Ветлугиной
(уровень музыкального развития детей, раздел «Пение»), К.В. Тарасовой (развитие
звуковысотного

слуха),

О.П.Радыновой

(развитие

музыкальнослуховых

представлений), М.Л. Лазарева (уровень развития дыхания), а также рекомендаций
по развитию детского голоса, предложенных Т.М.Орловой и С.И.Бекиной. Она
заключается в следующем:
1.Перед началом пения педагог отмечает особенности звучания голоса в
речи:
– тембр, динамику, приблизительную высоту основного тона.ля этого
ребенок может рассказать любое стихотворение, или педагог может побеседовать
с ним.
23

2. Ребенок поет песню по своему выбору самостоятельно, без музыкального
сопровождения. Педагог подхватывает тональность и поддерживает пение ребенка
аккордами (для определения природного регистра детского голоса).
3. Ребенок поет короткую попевку в разных тональностях, двигаясь по
полутонам вверх и вниз (для определения верхней и нижней границ общего
диапазона голоса).
Результаты диагностики оцениваются по соответствующим критериям и
заносятся в таблицу.
№ Имя

Показатели (знания, умения, навыки)
Качественно
е исполнение
знакомых
песен.

Наличие
Умение
певческого
импровизировать
слуха,
вокальнослуховой
координации

итого

Чисто
Навыки
интонировать выразительной
на
кварту дикции
вверх и вниз,
квинту
и
сексту

1
2
3

0 - не справляется с заданием
с (средний) - справляется с помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно
В конце года проводится повторное диагностирование, дающее возможность
наметить план дальнейшей работы.
3 Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение программы
1. Цифровое фортепиано.
2. Музыкальный центр.
3. Фонограммы песен.
4. Микрофоны.
5. Детские музыкальные инструменты.
6. Атрибуты для занятий (платочки, цветочки, ленточки, ободки, шапочкимаски и т. д.).
7. Концертные костюмы.
24

3.1. Методическое обеспечение программы
1. Музыкально-дидактические и коммуникативные игры.
2.Артикуляционные,

дыхательные,

интонационно-фонетические

упражнения.
3. Скороговорки, чистоговорки.
4. Упражнения для распевания.
5. Песни и попевки для детей 3-7 лет.
6. Сценарии концертов.
3.3. Примерный репертуар
Основу репертуара программы составляют детские песни народной,
классической и современной музыки, песни из мультфильмов. Разнообразие
репертуара позволяет педагогу подбирать музыкальные произведения с учетом:
возрастных особенностей и уровня развития вокальных способностей детей.
Принципы подбора репертуара: исполнительские возможности; художественная
ценность произведения.
Песенный репертуар может быть изменен и дополнен с учетом особенностей
детей.
Примерный репертуарный список Упражнения для развития певческого
голоса и музыкального слуха;
В объеме терции:
- «Мы идем с флажками». Е. Тиличеева.
- «Уж я колышки тешу». Русская народная мелодия.
- «Белые гуси». М. Красев. «Качи-качи».
- Русская народная мелодия в обр. Л. Абелян.
В объеме кварты:
- «Два кота».
- Польская народная мелодия
- «Петушок».Русская народная мелодия в обр. А. Гречанинова.
- «Дождик». Русская народная мелодия в обр. А. Гречанинова.
25

- «Идет коза». Русская народная мелодия в обр. А. Гречанинова.
- «В детский сад». Л. Печников.
В объеме квинты:
- «В огороде заинька». В. Карасева.
- «Чики-чики, чикалочки». Русская народная мелодия в обр. Е. Тиличеевой.
- «Кукушечка». Е. Тиличеева
- «Барашеньки-крутороженьки». Русская народная мелодия.
- «Дудочка». В. Карасева.
- «На зеленом лугу». Русская народная мелодия в обр. М. Иорданского.
Песни
Животные и птицы:
- «Белка пела и плясала», словенская народная мелодия;
- «Гуси», русская народная мелодия;
- «Две тетери», русская народная мелодия;
- «Воробей», А.Филиппенко;
- «Воробушки», И.Кишко;
- «Заинька», русская народная мелодия;
- «Зайка», А.Филиппенко;
- «Зайки серые сидят», Г.Финаровский;
- «Курочка», Т. Попатенко;
- «Мяу», Т.Шутенко;
- «Наша киска», В.Витлин;
- «Петушок», В.Витлин;
- «Про котика», В.Маклаков;
- «У окна-окошка», А.Филиппенко;
Мир ребенка и сверстников:
- «Алешкин флот», Т.Попатенко;
- «Барабанщик», Р.Хейф;
- «Веселая девочка Таня», А.Филиппенко;
- «В гости», Н.Бордюг;
26

- «Водичка», В.Витлин;
- «Вот так, хорошо», Т.Попатенко;
- «Детский сад», Н.Бордюг;
- «Детский сад», Н.Мурычева;
- «К нам гости пришли», Ан.Александров;
- «Мы — солдаты», Ю.Слонов;
-«Песенка друзей», В.Герчик;
- «Песенка о дружбе», Ю.Рожавская;
- «Песенка о песенке», Т.Попатенко;
- «Плакса», Б.Долинский;
- «Праздник», Г.Фрид;
- «С днем рождения», Ю.Слонов;
- «Трусливая Наташа», И.Кишко.
Мир взрослых:
- «Бабушка моя», Е.Гомонова;
- «Заболела бабушка», Н.Мурычева;
- «Мамочке любимой», Е.Гомонова;
- «Маму я люблю», Н.Мурычева;
- «Мы запели песенку...», Р.Рустамов;
- «Наша воспитательница», Н.Мурычева;
- «Песенка про бабушку», И.Пономарева;
- «Песенка о няне», А.Филиппенко;
Мир природы:
Зима:
- «Елочка», М.Красев;
- «Елочка», А.Филиппенко;
- «Снежок», И.Кишко;
- «Снежок», Ю.Слонов;
- «То снежинки, как пушинки...», А.Филиппенко.
Весна:
27

- «Веснянка», И.Кишко;
- «Весенняя песенка», А.Филиппенко;
- «Песенка о весне», Г.Фрид;
- «Тает снег», А.Филиппенко.
Лето:
- «Будет дождик или нет?», Е.Тиличеева;
- «Дождик», А.Филиппенко;
- «Мы на луг ходили», А.Филиппенко;
- «Солнышко», З.Компанейц.
Осень:
- «Вот какие кочаны», Л.Львов-Компанейц;
- «Грустное настроение», Н.Бордюг;
- «Кап-кап-кап»., румынская народная песня в обр. Т.Попатенко;
- «Листочек золотой», Г.Вихарева;
- «Осень», Н.Бордюг;
- «Осень», Е.Тиличеева;
- «Осень», Ю.Чичков;
- «Осень», В.Иванников (для взрослого и детей);
- «Что нам осень принесет», З.Левитова.
- Песенное творчество «Коза и козлята», Н.Мурычева;
- «Кукла Таня знакомится с ребятами», Н.Мурычева;
- «Мишкин марш», Н.Мурычева;
- «Пароход гудит», Т.Ломова;
- «Песня птички», Н.Мурычева;
- «Плясовая зайчика», Н.Мурычева;
- «Пчела жужжит», Т.Ломова.

28

Заключение
Каждый ребенок с самого раннего возраста обладает волшебным
инструментом - голосом. Это самый доступный инструмент, владение которым
развивается постоянно. Петь любят все дети. Пение существует постоянно в
окружающем мире ребенка, заполняя и скрашивая досуг.
Почему же так важно заинтересовать ребенка в пении? Песни для ребенка это яркие положительные эмоции. Пение благотворно влияет на нервную систему
ребенка, хорошо развивает внимание, речь, память, ну и, конечно же, развивает и
укрепляет голосовой аппарат. Главное, чтобы все песни, которые исполнял малыш
несли добро, развивали и воспитывали личность.
Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В
пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей:
эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые
представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о
музыке, приобретают певческие умения и навыки. В пении реализуются
музыкальные потребности ребёнка: так называемые знакомые и любимые песни он
может исполнять по своему желанию в любое время.
«Запоют дети – запоет народ», – писал К.Д. Ушинский. А будут любить пение
дети или нет, во многом зависит от взрослых.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и
развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей
гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка
оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно,
является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые
проблемы

звукопроизношения.

Кроме

того,

воспитание

ладового

и

метроритмического чувства связано с образованием в коре головного мозга
человека сложной системы нервных связей, с развитием способностей его нервной
системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения (а
вместе с тем и других внутренних процессов), протекающих в организме. Эта
29

способность нервной системы, как известно, лежит в основе всякой деятельности,
в основе поведения человека.
Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние
на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему,
но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на
состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной
гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.
А какие замечательные возможности для развития эстетических и
нравственных представлений детей! Таким образом, музыкально – певческое
воспитание способствует решению задач гармонического развития ребёнка. Вот
почему выбранная тема является актуальной.

30

Список литературы
1. Егорычева М. «Упражнения для развития вокальной техники»
2. Дмитреев Л.Б. «Основы вокальной методики»
3. Луканин В.М. «Мой метод работы с певцами»
4. Юссон. Р. «Певческий голос»
5. Назаренко И. К. «Искусство пения»
6. Голубев П.В. «Советы молодым педагогам вокалистам»
7. Орлова Г.М., Бекина СИ. Учите детей петь: Песни и упражнения для
развития голоса у детей Издательство «Просвещение», 1988.
8. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М., Музыка, 1981
9. Гармошечка-говорушечка. Песни для детей детских садов/Сост. СИ.
Мерзлякова. М., Музыка, 1981
10. Костина Э.П. Камертон: Программа музыкального образования детей
раннего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2004 г.
11. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей. Академия
развития, 1997г.
12.Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития: для детей
младшего возраста. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2000 г.
13. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа
музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая
группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999.
14. Радынова О. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия,
2000.
15. В.В. Емельянов "Развитие голоса. Координация и тренаж" - СПб, 1997.
16. Д. Демченко "Вокальные игры с детьми" - М., 2000.
17. Кирюшин "Развивающие песни для дошкольников" - М., 1994.
18. И. Кончева, А. Яковлева "Вокальный словарь" - Ленинград, "Музыка",
1988.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».